Вопрос 3.
Личность также обладает правами человека, а если бы личности не предоставлялись права человека, то она бы разрушилась как биологический субъект, но в отличие от человека, личность приобретает обязанности и дополнительные права.
Дополнительные права надо делить на социально-экономические, культурно-образовательные, личные права и свободы.
Социально-экономические права впервые закреплены в новейших конституциях зарубежных стран, т.е. тех, которые приняты после второй мировой войны:
1. Право частной собственности - это старое право, впервые было закреплено в декларации прав человека и гражданина от 1789-го года, т.е. в акте великой буржуазной английской революции и там рассматривается как священное и неприкосновенное. Нынешние конституции это право так не трактуют, все современные конституции имеют другую позицию, что частная собственность может быть ограничена в общественных интересах, социальных нуждах, но только за соответственное вознаграждение. Если частная собственность в государстве не господствующий вид собственности, то не будет и других прав, т.к. это мерило всех свобод. Это право закреплено во всех конституциях, за исключением социалистических.
2. Право человека на труд - оно фигурирует во многих конституциях.
3. Право на отдых.
4. На социальное обеспечение.
5. Право на жилище.
6. Право на здравоохранение - в конституции Уругвая это право возведено до ранга обязанности, так каждый гражданин Уругвая обязан заботиться о своем здоровье и в случае необходимости, немедленно обращаться за медицинской помощью.
Культурно-образовательные права:
1. Право на образование - во всех странах среднее образование государственное (за исключением частных школ). Высшее образование платное, это общее правило, причем колеблются суммы за образование: в европейской школе бизнеса от 30 до 50 тысяч долларов в год, Оксфордский, Стэндфордский университеты - от 15 до 20 тысяч долларов в год. За эти деньги предоставляются замечательные образовательные услуги, и если в зарубежных странах не предоставить эти услуги - будет ужасный скандал (а у нас не предоставление таких услуг - это норма). В США, универ имени Дж. Вашингтона, общаги находятся за городом, на каждого студента отдельная комната (типа малосемейки, т.е. со всеми удобствами) в комнату без разрешения не может зайти даже ректор. В ВУЗах США абсолютно все занимаются спортом, студенты каждый день за счет университетских средств перевозятся в город. Учебный процесс построен очень жестко, периодически администрация универа распространяет анкеты, там такие вопросы, глубоко ли преподаватель знает предмет, обладает ли он чувством юмора и подобные вопросы, если более половины студентов ответят на эти вопросы нет, препода выгоняют. Форма обучения разная: только лекции, только практические занятия, студенческие дискуссии, где препод выступает в роли судьи. Методика преподавания отличается очень сильно. У нас может чел учить английский в школе и потом в ВУЗе и нифига не знает, а там за год дадут то, чему у нас не научат за 10-ть лет (не знаю как английский, но знаю, что по математике в высшем учебном заведении они изучают то, что у нас знаю восьмиклассники - J.S). Если студент показывает блестящие знания, то на третьем курсе ему назначаются стипендии, которых достаточно для оплаты обучения и достойной жизни.
2. Право каждого лица на научную деятельность, техническое творчество и право на занятия творческой деятельностью. В зарубежных странах никогда не было единой литературной школы, не было единой художественной школы, и творчество было всегда представлено разными течениями, школами. Есть самая разная живопись, а у нас требовалось, чтобы была только реалистическая школа. Реалистическое искусство полезно, но только для познания формы, реже для познания содержания, но оно не способно раскрыть сущность, здесь помочь могут только нереалистичные подходы, конечно же они должны быть талантливыми. Состояние души человека не выразишь реалистическими средствами, это можно сделать только средствами абстрактной живописи. Научное творчество - исследование определенных проблем. Предполагается, что каждое лицо может заниматься любой культурно-просветительной деятельностью (если она не запрещена), интересно, что к этим правам относятся свобода совести и вероисповедания.
Личные права и свободы:
1. Неприкосновенность личности.
2. Свобода передвижения по территории своей страны и территории зарубежных стран.
3. Другие личные права в зависимости от законодательства, но они как раз дают возможность каждому лицу нормально развиваться, этими правами и свободами пользуется любое лицо, как только оно прибыло на территорию демократического государства.
Обязанности:
1. Обязанность соблюдать конституцию и законы страны пребывания.
2. Обязанность регулярно уплачивать налоги.