Некоторые понятия
Введение в сетевые технологии
Лекция 7. Локальные и глобальные компьютерные сети. Internet
Тема 7. Основы компьютерных сетей. Internet
Основные понятия: классификация информационных технологий, клиент, сервер, технология клиент-сервер, сетевые адаптеры, локальные компьютерные сети, глобальные компьютерные сети, одноранговые сети, компьютерные сети с выделенным сервером, базовые компоненты ЛВС, топология сети, администрирование информационных ресурсов, администрирование данных, администрирование сети, администрирование защиты, уровни доступа, семиуровневая модель взаимодействия открытых систем, основные устройства сети, протоколы, IP-адресация, службы каталогов, домены, система именования доменов (DNS), домены верхнего уровня, гипертекст, WWW
Если привести самую простую классификацию информационных технологий (ИТ), рассматривая эту область с позиции пользователя информационных систем, то можно выделить три четко различаемых уровня:
Индивидуальные информационные технологии;
Корпоративные информационные технологии;
Глобальные информационные технологии.
Индивидуальные ИТ, как правило, обеспечивают работу одного пользователя, корпоративные ИТ - работу коллектива, решающего общие задачи, и, наконец, глобальные ИТ определяют информационные взаимодействия в масштабах цивилизации.
С точки зрения пользователя важным аспектом является понятие необходимого и достаточного уровня программных и аппаратных средств (программно-аппаратная база) для обеспечения соответствующего уровня информационных технологий.
В табл. 9.1. приведены минимальные требования к программно-аппаратной базе индивидуальных, корпоративных и глобальных ИТ.
Таблица 9.1 Программно-аппаратная база ИТ
Вид ИТ | Аппаратная база | Программная база | Вид компьютерной сети |
Индивидуальные | Персональный компьютер | Локальная OS | - |
Корпоративные | Локальная компьютерная сеть | Сетевая OS | LAN - Local Area Network - локальная сеть, ЛВС |
Глобальные | Компьютерные супермагистрали (Internet) | IP-протокол и другие сетевые протоколы, основанные на модели взаимодействия открытых систем | WAN - Wide-Area Network - Глобальная сеть |
Компьютерная сеть (computer network) – совокупность двух или более компьютеров, а также сетевых устройств, объединенных средствами связи.
Сетевые технологии позволяют создавать информационные системы, обеспечивающие решение следующих задач:
сбор и накопление информации,
хранение информации,
организация и управление документооборотом,
обмен сообщениями и электронными документами,
организация групповой работы над проектами.
При планировании создания компьютерной сети необходимо учитывать, что информационная система будет расширяться, и добавление новых компонентов или внедрение новых технологий не должно требовать полной перестройки уже работающей и отлаженной системы.
Сетевые устройства - это устройства, подключаемые непосредственно к компьютерной сети (а не к компьютеру!), например, сетевые принтеры, дисковые хранилища данных, башни CD и DVD-дисков и т.д.
Сетевой компьютер - это компьютер, обязательно включающий следующие основные компоненты:
сетевой адаптер;
физическую систему для соединения компьютеров и сетевых устройств между собой (в простейшем случае - сетевой кабель);
сетевую операционную систему (сетевые программы).
Администрирование сети - управление сетевыми информационными ресурсами, присвоение пользователям идентификаторов и паролей, установление уровней доступа.
Сетевые протоколы - стандарты взаимодействия между различными компонентами компьютерной сети, объединенных коммуникационной системой.
Администратор сети - официально назначенный специалист-профессионал (или группа специалистов), выполняющий (выполняющие), как минимум, три основные функции:
администрирование данных;
администрирование сети;
администрирование защиты.
Технология “клиент-сервер”
С точки зрения пользователя технология “клиент-сервер” является базовой технологией взаимодействия между различными компонентами компьютерной сети. При этом проще рассматривать подобное взаимодействие, если за основу взять отношение различных компонентов компьютерной сети к информационным ресурсам.
Каждый компьютер, находящийся в компьютерной сети, может выполнять одну из двух возможных ролей:
Клиента (client) - пользователя информационных ресурсов;
Сервера (server) - поставщика информационных ресурсов, предоставляющего другим узлам сети право доступа ко всем или некоторым из имеющихся в распоряжении локальным ресурсам (файлам, программам, принтерам).
Компьютер пользователя, выполняющий роль клиента, также часто называют рабочей станцией (workstation), хотя классическое определение термина - “рабочая станция” - это комбинация устройств ввода-вывода и вычислительных аппаратных средств, используемых одним пользователем.
Иногда рабочей станцией называют мощный автономный компьютер, например используемый для автоматизированного проектирования (CAD - computer-aided design) и выполнения других прикладных программ, требующих высокоэффективных, обычно дорогих средств обработки информации со значительными вычислительными или графическими возможностями.
Сервер - в компьютерной сети - это компьютер, на котором установлено и функционирует административное программное обеспечение, управляющее доступом ко всем информационным ресурсам сети (или их части), а также ресурсам сети (сетевые принтеры, дисковые хранилища данных, башни CD и DVD-дисков и т.д.).
При самом поверхностном рассмотрении, можно выделить два основных (и принципиальных) отличия при сравнении базовых требований к серверу и рабочей станции:
Во-первых, аппаратура сервера должна быть очень надежной (иметь большое время наработки на отказ), так как, выход из стоя аппаратуры сервера может привести к отказу в работе всей компьютерной сети. Это достигается применением специальных технологий при изготовлении сервера (например, использование так называемых дисковых RAID-массивов[5], оперативной памяти с восстановлением ошибок и других программно-аппаратных приемов, увеличивающих надежность аппаратуры сервера).
Во-вторых, аппаратуры сервера должна быть сертифицирована по отношению ко всему, установленному на сервер, программному обеспечению.