Факторы эффективности информационных воздействий.
Коснёмся вопроса о том, что способствует эффективности влияния.
В частности, заражение тем сильнее, чем больше толпа. Лидеру легче управлять большой толпой, чем маленькой компанией.
Особенно подвержены эмоциональному заражению, сопереживанию дети и молодые женщины. Иммунитет к эмоциональному заражению зависит также от степени усталости, от воздействия алкоголя или от других причин, притупляющих внимание и ослабляющих волю. Поэтому сильнее эффект общего возбуждения в вечернее и особенно в ночное время.
Подражаниетем сильнее, чем большим авторитетом (харизмой) обладает лидер, который подаёт пример действий. К сожалению, «чаще всего лидерами толпы бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия»[52].
Сила внушения, по-видимому, определяется двумя обстоятельствами.
Первое - степенью доверия к говорящему. Люди доверяют, прежде всего, «своим» - членам своей группы.
Второе - настойчивостью повторений («вода камень точит», «повторение – мать учения» и т. д.). Это – главный инструмент всей пропаганды и рекламы, в которой используется принцип перегрузки внимания аудитории.
Для доказательстваважна, в первую очередь, простота и очевидность. Длинные рассуждения производят тягостное впечатление (по старой латинской поговорке, “Qui nimium probat, nihil probat”- «Кто много доказывает, тот ничего не доказывает»)[53].
Доказательство - самый слабый из всех способов воздействия. Обращение к рассудку автоматически пробуждает механизмы критического восприятия у слушателя, вызывает инстинктивное желание возражать и спорить (особенно у молодых). Вдобавок попытка заставить производить мыслительную работу есть посягательство на душевный покой. Как это ни печально, но люди в большинстве своём не любят думать.
А вот эффект заражения – самый сильный, практически неотразимый способ зажечь аудиторию. Поэтому пламенные ораторы собирают громадные толпы и делают упор на патетику.
Изобразим всё вышесказанное следующей таблицей:
ТИП ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | РЕЗУЛЬТАТ ВОЗДЕЙСТВИЯ | Факторы, усиливающие воздействие |
Заражение | Непосредственная передача энергий | ЧУВСТВА (настроения, ощущения) | Чем больше людей в толпе |
Пример (подражание) | Внешнее поведение, вызывающее подражание | ДЕЙСТВИЯ (Внешнее поведение, способы что-нибудь делать, привычки) | Необычность оратора |
Внушение | Утверждение, принимаемое на веру | ЗНАНИЕ (Совокупность сведений, принятых на веру). | Многократное повторение |
Доказательство | Суждения, подтверждаемые фактами и логикой | ПОНИМАНИЕ (Система понятий) | Краткость и простота рассуждения |
Глава 6. Системное представление о слове.
В этой части нашего курса мы познакомимся с учением о. Павла Флоренского (1881-1937) о слове.
В отличие от своих учёных современников он исследует слово не как некоторую условность (произвольное наименование, знак, значок), но как сложное многоплановое явление, связанное реально с обозначаемым предметом. Он продолжатель многовековой традиции в философии, согласно которой слово не есть пустой звук или нечто, установленное по договорённости, но является природной реальностью (в онтологическом смысле)[54]. И эта реальность должна рассматриваться как живой организм и вместе с тем энергийный символ.
К началу ХХ века в языкознании общепринятым стало представление о слове как о произвольном, случайном звуковом знаке вещи. «Интеллигентское» отношение к словам как к пустым звукам повсеместно господствует и поныне. У теоретиков языкознания слово – это всего лишь знак, у практиков массовой коммуникации – послушный инструмент для обработки общественного сознания. То есть за прошедшее столетие мало что изменилось в образованном обществе.
Современные исследователи творчества о. Павла отмечают, что его позиция может рассматриваться как поистине подвиг веры и мысли[55]. Это учение есть переворот в теории информационных потоков. «Именно таков смысл утверждаемой в работе «Магичность слова» и прослеживаемой конкретно, в деталях, структурной параллели «гомотипии» слова и семени… Речь и семенная материя имеют, по воззрениям Флоренского, общую организацию и структуру; семя есть язык, и язык – семя…»[56]. Человек размножается двумя способами – обычным, то есть плотски, и духовно – то есть через слово-семя, которое западает в душу слушателя и, прорастает в ней новым духовным существом (поэтому родство бывает по плоти и, что гораздо важнее, – по духу).