Факторы эффективности информационных воздействий.

 

Коснёмся вопроса о том, что способствует эффективности влияния.

В частности, заражение тем сильнее, чем больше толпа. Лидеру легче управлять большой толпой, чем маленькой компанией.

Особенно подвержены эмоциональному заражению, сопереживанию дети и молодые женщины. Иммунитет к эмоциональному заражению зависит также от степени усталости, от воздействия алкоголя или от других причин, притупляющих внимание и ослабляющих волю. Поэтому сильнее эффект общего возбуждения в вечернее и особенно в ночное время.

Подражаниетем сильнее, чем большим авторитетом (харизмой) обладает лидер, который подаёт пример действий. К сожалению, «чаще всего лидерами толпы бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия»[52].

Сила внушения, по-видимому, определяется двумя обстоятельствами.

Первое - степенью доверия к говорящему. Люди доверяют, прежде всего, «своим» - членам своей группы.

Второе - настойчивостью повторений («вода камень точит», «повторение – мать учения» и т. д.). Это – главный инструмент всей пропаганды и рекламы, в которой используется принцип перегрузки внимания аудитории.

Для доказательстваважна, в первую очередь, простота и очевидность. Длинные рассуждения производят тягостное впечатление (по старой латинской поговорке, “Qui nimium probat, nihil probat”- «Кто много доказывает, тот ничего не доказывает»)[53].

Доказательство - самый слабый из всех способов воздействия. Обращение к рассудку автоматически пробуждает механизмы критического восприятия у слушателя, вызывает инстинктивное желание возражать и спорить (особенно у молодых). Вдобавок попытка заставить производить мыслительную работу есть посягательство на душевный покой. Как это ни печально, но люди в большинстве своём не любят думать.

А вот эффект заражения – самый сильный, практически неотразимый способ зажечь аудиторию. Поэтому пламенные ораторы собирают громадные толпы и делают упор на патетику.

Изобразим всё вышесказанное следующей таблицей:

 

ТИП ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТ ВОЗДЕЙСТВИЯ Факторы, усиливающие воздействие
Заражение Непосредственная передача энергий ЧУВСТВА (настроения, ощущения) Чем больше людей в толпе
Пример (подражание) Внешнее поведение, вызывающее подражание ДЕЙСТВИЯ (Внешнее поведение, способы что-нибудь делать, привычки) Необычность оратора  
Внушение Утверждение, принимаемое на веру ЗНАНИЕ (Совокупность сведений, принятых на веру). Многократное повторение
Доказательство Суждения, подтверждаемые фактами и логикой ПОНИМАНИЕ (Система понятий) Краткость и простота рассуждения

 

 


 

Глава 6. Системное представление о слове.

 

В этой части нашего курса мы познакомимся с учением о. Павла Флоренского (1881-1937) о слове.

В отличие от своих учёных современников он исследует слово не как некоторую условность (произвольное наименование, знак, значок), но как сложное многоплановое явление, связанное реально с обозначаемым предметом. Он продолжатель многовековой традиции в философии, согласно которой слово не есть пустой звук или нечто, установленное по договорённости, но является природной реальностью (в онтологическом смысле)[54]. И эта реальность должна рассматриваться как живой организм и вместе с тем энергийный символ.

К началу ХХ века в языкознании общепринятым стало представление о слове как о произвольном, случайном звуковом знаке вещи. «Интеллигентское» отношение к словам как к пустым звукам повсеместно господствует и поныне. У теоретиков языкознания слово – это всего лишь знак, у практиков массовой коммуникации – послушный инструмент для обработки общественного сознания. То есть за прошедшее столетие мало что изменилось в образованном обществе.

Современные исследователи творчества о. Павла отмечают, что его позиция может рассматриваться как поистине подвиг веры и мысли[55]. Это учение есть переворот в теории информационных потоков. «Именно таков смысл утверждаемой в работе «Магичность слова» и прослеживаемой конкретно, в деталях, структурной параллели «гомотипии» слова и семени… Речь и семенная материя имеют, по воззрениям Флоренского, общую организацию и структуру; семя есть язык, и язык – семя…»[56]. Человек размножается двумя способами – обычным, то есть плотски, и духовно – то есть через слово-семя, которое западает в душу слушателя и, прорастает в ней новым духовным существом (поэтому родство бывает по плоти и, что гораздо важнее, – по духу).