Тема 6. Выборы и избирательные системы

Вопросы: 1. Выборы как атрибут демократии.

2. Типы избирательных систем.

Выборы как атрибут демократии

Значимость и удельный вес выборов в различных странах неодинаковы и определяются как историческими традициями, так и спецификой политиче­ского режима в конкретной ситуации. Являясь непременным атрибутом демо­кратии, выборы позволяют мирно и законно сменить одних лидеров другими, фактически они являются способом принятия коллективных политических ре­шений, когда правоспособные граждане посредством голосования формируют центральные и местные органы власти. Это приводит к тому, что даже в авто­ритарных, и тоталитарных системах, где возможность реального выбора огра­ничена или отсутствует вообще, сам институт «избрания» властных структур в политической практике используется. В этих политических условиях, как пра­вило, выборы заканчиваются «триумфальной победой» безальтернативного кандидата и «единодушием» народа, «избравшего» его. Ритуальный характер избирательной кампании служит задачам режима - мобилизовать массы на дос­тижение целей власти, показать имеющиеся «достижения и преимущества», придать жесткому режиму более цивилизованный вид. По мере либерализации и движения в сторону демократизации политической жизни изменяется и на­значение выборов. Они становятся основным способом политического участия граждан, в процессе которого осуществляется развитие политического сознания населения, формируется их гражданская ответственность, повышается леги­тимность власти. В условиях свободного выбора между несколькими канди­датами или партиями политические конфликты получают возможность широ­кого мирного разрешения и урегулирования, а борьба за власть идет на основе конкуренции альтернативных программ. В процессе выборов проявляется сте­пень доверия населения к существующим политическим лидерам, элитам и пар­тиям, формируется легальная оппозиция, конструктивно контролирующая власть. Конечно, эти возможности становятся действительностью, если выборы являются всеобщими, равными, свободными и тайными.

Выборы различаются по характеру проведения: прямые и опосредован­ные (непрямые). В условиях прямых выборов между избирателями и кандида­тами нет промежуточных ступеней, избиратель отдает свой голос непосредст­венно тому кандидату, которого он предпочитает (например, на президентских выборах в РФ или РТ). При проведении непрямых выборов воля избирателей опосредована специальными органами или выборщиками, которые избраны на­родом и окончательно решают судьбу кандидата на выборную должность (например, при выборе президента в США, Финляндии).

Участие в избирательном процессе реализуется через активное (право избирать) и пассивное (право быть избранным) избирательное право. Это право ограничивается рядом цензов, т.е. требований, которым должен отвечать гра­жданин для участия в выборах. При помощи цензов формируется электорат как совокупность правоспособных граждан, избирательный корпус страны. Цен­зовая практика имеет изменяющийся характер и некоторые цензы в демокра­тических странах постепенно ушли в историю. Это относится к прямому иму­щественному цензу, который не допускал до голосования лиц, не обладавших определенным уровнем благосостояния, половому цензу, который сохраняется сейчас в некоторых мусульманских странах, образовательному цензу и некото­рым другим. Основными цензами являются возрастной ценз и ценз оседлости.

Отношения между избирателями и кандидатами в период предвыборной кампании и самих выборов регулируются: во-первых, конституцией и законо­дательством страны; во-вторых, политическими традициями; в-третьих, осо­бенностями социально-экономического, политического и психологического со­стояния общества.

Типы избирательных систем

Важнейшим этапом любых выборов является определение результатов голосования. Под избирательной системой понимается совокупность установ­ленных законом правил, принципов, критериев, с помощью которых и опреде­ляются эти результаты. Традиционными являются два основных типа - мажо­ритарная система и система пропорционального представительства, а так­же их разновидности и сочетания.

Первый тип имеет две разновидности: систему абсолютного и систему относительного большинства. В первом случае победившим считается тот кан­дидат, который на выборах получил более половины голосов (50% + 1 голос). При этой системе появляется возможность создать прочное стабильное прави­тельство, опирающееся на надежное большинство в парламенте. Однако эти выборы не всегда результативны, поскольку трудно собрать в первом туре такое большинство. Приходится проводить повторные выборы, когда к участию до­пускаются два кандидата, набравшие большее количество голосов в первом ту­ре. При этом активность избирателей падает, растет абсентеизм (неявка избира­телей на выборы).

Во втором случае избранным считается тот кандидат, который набирает голосов больше, чем другие претенденты, но не обязательно больше половины. Эти выборы всегда результативны, но они могут привести к парадоксу Кондорсе, т.е. к избранию далеко не лучшего кандидата, который при парном срав­нении по принципу большинства проиграл бы любому другому кандидату.

Пропорциональная избирательная система, как правило, применяется на парламентских выборах. Выборы проводятся по большим избирательным ок­ругам, что позволяет отчетливее отразить расстановку политических сил. Вы­боры носят характер строго партийных. Распределение мест в органах власти между партиями зависит от количества поданных за них голосов избирателей, т.е. система основана на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами.

Процентный порог определяется законодательством каждой страны. В России на парламентских выборах в Государственную Думу: 1995 года был определен 5%-ный порог, преодолеть который смогли следующие силы: КПРФ, ЛДПР, НДР и «Яблоко». По такому принципу избирается половина депутатов нижней палаты Федерального Собрания, другая половина - по мажоритарной системе (то есть действует смешанная избирательная система). Президентские выборы в РФ проводятся по мажоритарной системе.