Лекция 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ИС). КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ. ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Конспекты лекций по дисциплине

«КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»

Современные компьютерные информационные технологии (КИТ) преобразуют все сферы деятельности человека: социальную, экономическую, технологическую, культурную. В последнее время формируется новый тип социальной организации – информационное общество.

Под информационным обществом понимается ступень в развитии современной цивилизации (общества), характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационных коммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП).

В настоящее время доля информационных технологий в ВВП в развитых странах составляет 3-5 %, в Беларуси менее 1 %.

В информационном обществе создается глобальное информационное пространства, обеспечивающее эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.

В рамках информационного общества должна обеспечиваться гармонизация и баланс отношений человек – хозяйствование- природа. В отличие от индустриального общества, в основе которого лежит производство материальных ценностей, в информационном обществе преобладает производство информационного продукта, решающую роль играют информация и знания. Информация и знания становятся стратегическим ресурсом, приобретают статус первостепенного ресурса, превосходящего по значимости традиционные ресурсы, такие, как труд, капитал, землю. Работники умственного труда представляют самую большую ценность информационного общества.

Следует отметить, что информация играла существенную роль в развития человеческого общества.

Советский академик, выдающийся кибернетик, Виктор Михайлович Глушков выдвинул теорию, согласно которой человечество пережило в своей истории два информационных барьера (порога, или кризиса управления).

Первый барьер возник в условиях разложения общинно-родового хозяйства и разрешился с возникновением товарно-денежных отношений и иерархической системы управления, когда старший начальник управляет младшими, а те уже — исполнителями.

В 70- 80 х годах двадцатого столетия человечество находилось перед вторым информационным барьером, заключающегося в том, что суммарная сложность задач по управлению объектом управления (экономического, социального и т.д.), состоящего из i человек и j средств стала выше способности управляющей системы перерабатывать поступающую на ее информации.

Единственным путем преодоления второго информационного барьера – это использование возможностей вычислительной техники или, более обобщенно, компьютерных информационных технологий.

В общем случае, технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям.

Организация объединенных наций по вопросам образования и науки (ЮНЕСКО) дало следующее определение информационным технологиям:

Информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Следует отметить, что сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов

Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависи­мых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Под системой управления понимается совокупность взаимосвязанных элементов, предназначенных для целенаправленного воздействия управ­ляющего органа на управляемый объект.

В соответствии с общей теорией управления, процесс управления можно представить как взаимодействие двух систем - управляющей и управляемой.

Предприятие как организационная система имеет определенную структуру как в управляющей, так и в управляемой системе. Если управляемая система определяется технико-технологическими особенностями данного предприятия, производственными связями, то управляющая система определяется тем, какие функции нужно выполнять в процессе управления, размерами и сложностью производства.

Организацию можно разделить на следующие уровни управления: стратегический, управленческий, уровень знания, и эксплуатационный.

Кроме этого, управление организацией может быть разделено на функциональные области: продажа и маркетинг, производство, финансы, бухгалтерской учет, управление человеческими ресурсами.

Процессы формирования управляющих воздействий являются процессами преобразования экономической информации. Реализация этих процессов составляет основное содержание управленческих служб, а преобразование информации осуществляется информационной системой.

Информационной системой (ИС), либо автоматизированной ИС, АИС, будем называть программно-аппаратную систему, предназначенную для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей, обеспечивающую, в соответствие с заложенной в нее логикой обработки, возможность получения, модификации и хранения информации.

Ключевым моментом в этом определении является понятие "целенаправленной деятельности". Речь идет о деятельности, направленной на решение конкретной задачи, стоящей перед пользователем (коллективом пользователей).

ИС в широком смысле - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

 

Основные отличия такого подхода: 1) ввод пользователей системы "внутрь" ИС, 2) необязательность использования средств вычислительной техники.

Рассмотрим примеры некоторых программных средств, являющихся, либо не являющихся ИС.

· 1С-Бухгалтерия 8.0. Используется в целях формирования бухгалтерской отчетности предприятия перед налоговыми органами. Является информационной системой.

· MS Excel. Программное средство универсального характера, предназначенное для манипуляций с данными, представленными в табличной форме автоматизации расчетов, формирования разнообразных диаграмм для анализа данных. Не является информационной системой.

· Книга MS Excel, содержащая сведения о штатном расписании, работниках предприятия и оснащенная макросами, позволяющими рассчитывать заработную плату и формировать платежные ведомости. Является информационной системой.

· Система Axapta Retail комплексной автоматизации деятельности сети розничных магазинов. Является информационной системой.

· Реляционная база данных DB-2 фирмы IBM. Не является информационной системой.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

Одной из разновидностей информационных систем является экономическая информационная система.


Лекция 2 КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. ТРЕБОВАНИЯ К КИС. АРХИТЕКТУРА КИС. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОДСИСТЕМЫ КИС.

Информационные системы могут быть классифицированы по множеству признаков в зависимости от потребностей их изучения.

Открытые и закрытые системы. Существует два основных типа сис­тем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксирован­ные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружаю­щей систему. Часы — пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энер­гии, их система независима от окружающей среды. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информа­ция, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницае­мые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к из­менениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продол­жить свое функционирование.

Классифицируем информационные системы по характеру использования информации, по характеру обрабатываемых данных, по признаку структурированности задач.

По характеру использования информации информационные системы можно разделить на информационно-поисковые и информационно-решающие системы.

· Информационно-поисковые системы производят ввод, систематиза­цию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиа кассах продажи билетов.

· Информационно-решающие системы осуществляют все операции перера­ботки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классифика­цию по степени воздействия выработанной конечной информации на процесс принятия решений и выделить два подкласса: управляющие и советующие.

o Управляющие информационные системы вырабатывают информацию, на основании которой человек прини­мает решение (ЛПР). Для этих систем характерен тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить вышеприведенная система управления производством, а также система бухгалтерского учета и др.

o Советующие информационные системы вырабатывают информацию, которая принимается человеком к све­дению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы облада­ют более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.

К управляющим и советующим ИС относятся ЭИС.

 

По характеру обрабатываемых данных выделяют информационно-справочные системы (ИСС) и системы обработки данных (СОД). ИСС выполняют поиск информации без ее обработки. СОД осуществляют как поиск, так и обработку информации. К СОД относятся:

· Ориентированные на оперативную обработку данных (транзакций) (onLine Transaction Processing - OLTP);

· Ориентированные на статическую аналитическую обработку данных; (Decision Support System - DSS);

· Ориентированную аналитическую оперативную обработку данных (OnLine Analytical Processing - OLAP).

По признаку структурированности задач ИС на ИС для структурированных (формализованных), неструктурированных (неформализованных), слабо или частично структурированных.

Понятие структурированности задач и частично структурированных задач.

Структурированная (формализуемая) задача - задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними. В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме мате­матической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автома­тизация их решения, т. е. сведение роли человека к нулю.

Пример. Реализация задачи расчета за­работной платы.

Неструктурированная (неформализуемая) задача — задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи. Решение неструктурированныхзадач из-за невозможности создания матема­тического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Решение в таких случаях принимается человеком (ЛПР) из эвристических соображений на основе своего опыта и, возмож­но, косвенной информации из разных источников.

В практике работы любой организации существует сравнительно немно­го полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. О большин­стве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными. В этих условиях можно создать информационную систему, в которой также усиливается роль ЛПР.