Тенденции развития информационных систем

Первое поколение ИС (1960-1970 гг.) строилось на базе центральных ЭВМ по принципу "одно предприятие - один центр обработки", а в качестве стандартной среды выполнения приложений (функциональных задач) служила операционная система фирмы IBM - MVS.

Второе поколение ИС (1970-1980 гг.): первые шаги к децентрализации ИС, в процессе которой пользователи стали продвигать информационные технологии в офисы и отделения компаний, используя мини-компьютеры типа DEC VAX.

Параллельно началось активное внедрение высокопроизводительных СУБД типа DB2 и пакетов коммерческих прикладных программ. Таким образом, кардинальным новшеством ИС этого поколения стала двух- и трехуровневая модель организации системы обработки данных (центральная ЭВМ - мини-компьютеры отделений и офисов) с информационным фундаментом на основе децентрализованной базы данных и прикладных пакетов.

Третье поколение ИС (1980-начало 1990-х гг.): бум распределенной сетевой обработки, главной движущей силой которого был массовый переход на персональные компьютеры (ПК). Логика корпоративного бизнеса потребовала объединения разрозненных рабочих мест в единую ИС - появились вычислительные сети и распределенная обработка.

При развитии ИС третьего поколения идея чистой (одноранговой) распределенной обработки заметно потускнела и уступила место иерархической модели клиент-сервер.

Четвертое поколение ИС находится в стадии зарождения. Информационные системы четвертого поколения аккумулируют следующие основные особенности:

o полное использование потенциала настольных компьютеров и среды распределенной обработки;

o модульное построение системы, предполагающее существование множества различных типов архитектурных решений в рамках единого комплекса;

o экономия ресурсов системы (в самом широком понимании этого термина) за счет централизации хранения и обработки данных на верхних уровнях иерархии ИС;

o наличие эффективных централизованных средств сетевого и системного администрирования;

o резкое снижение так называемых "скрытых затрат" - эксплуатационных расходов на содержание ИС.

Обобщая сказанное можно выделить характерные черты и опасные тенденции информационного общества.

1. решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

2. обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

3. главной формой развития является информационная экономика;

4. в основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

5. информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека;

6. сформировано единство всей человеческой цивилизации;

7. реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Литература

1. Колин К.К. Социальная информатика. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект. Фонд “Мир”, 2003.

3. Попов В.Б. Основы компьютерных технологий. М.: Финансы и статистика 2002.