Терминология

Информационные технологии

Лекция 6

1. Терминология

2. Классификация информационных технологий

3. Интеллектуальные компьютерные системы

4. Основные направления развития искусственного интеллекта

 

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, т.е. процессы. Под процессом понимают определенную последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс определяется выбранной стратегией и реализуется совокупностью различных средств и методов.

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества (информационного продукта). Современный этап развития информационной технологии характеризуется внедрением персональных компьютеров и применением телекоммуникационных средств связи.

Принципы компьютерной информационной технологии:

o интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

o интеграция (стыковка, взаимосвязь) программных средств;

o гибкость изменения задач и данных.

 

Технологический процесс переработки информации представляется в виде иерархической структуры. Освоение информационной технологии и ее использование сводятся к следующему:

o Нужно сначала овладеть набором элементарных манипуляций, число которых ограничено.

o Из различных комбинаций составляются действия, а из действий, также в разных комбинациях, составляются операции, которые определяют технологический этап.

o Совокупность технологических этапов образует технологический процесс (технологию).

Информационные продукты, как никакие другие виды материальных товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями. Периоды сменяемости колеблются от нескольких месяцев до одного года.

 

Классификация информационных технологий

Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций. Основные компоненты технологии: сбор, обработка, хранение данных, создание отчетов (документов).

Обработка данных включает типовые операции: классификация или группировка; сортировка, с помощью которой упорядочивается последовательность записей.

 

Информационная технология управления ориентирована на работу при худшей структурированности решаемых задач. Информация должна быть представлена в агрегированном виде так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения. Решаются следующие задачи:

o оценка планируемого состояния объекта управления;

o оценка отклонений от планируемого состояния;

o выявление причин отклонений;

o анализ возможных решений и действий.

o

Информационная технология автоматизированного офиса - для организации и поддержки коммуникационных процессов как внутри фирмы, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией. Основные компоненты: текстовый и табличный процессоры, электронная почта и т.п.

 

Информационная технология поддержки принятия решений организует взаимодействие человека и компьютера. Выработка решений происходит в результате циклического процесса, в котором участвуют: система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления; человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.

Ее отличительные характеристики:

o ориентация на решение плохо структурированных (слабо формализованных) задач;

o - сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математического моделирования;

o направленность на непрофессионального пользователя;

o высокая адаптивность к особенностям используемого технического и программного обеспечения, требованиям пользователя.

В состав системы поддержки принятия решений входят три главных компонента: база данных, база моделей и программная подсистема, которая состоит из системы управления базой данных (СУБД), системы управления базой моделей (СУБМ) и системы управления интерфейсом (взаимодействием между пользователем и компьютером).