Тема 25. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ ЭПОХИ АБСОЛЮТИЗМА И ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Социальная трансформация общества. Идеология и философия

эпохи. Проблемы образования и воспитания в культуре.

Подвижники научного метода. Сущность и предназначение

человека. Эстетический фактор эпохи. Идеи Вольтера и Дидро.

«Буря и натиск». Периодизация классицизма. Сентиментализм.

Процессы радикальных социальных изменений, проишедшие в период Возрождения, подготовили и сделали неизбежным переход общества в Западной Европе к новому состоянию, к новой ступени развития культуры. Этот переход осуществился посредством серии буржуазных революций. Их результатом стало установление нового общественного строя - буржуазного (капиталистического), что привело к действительно радикальным изменениям во всех сферах культуры:

- хозяйственной, где окончательно господствующей стала капиталистическая форма собственности;

- политической, где власть в обществе перешла в руки буржуазии;

- научной, где полностью изменилась парадигма научного познания;

- философской, где ведущей доктриной стал рационализм.

В политической и правовой сферах культуры стали преобладать тенденции гуманизации и демократизации. Очень заметными оказались изменения в художественной культуре.

Особенно поражает резко возросший динамизм в преодолении феодальных форм хозяйствования, индустриализация производства, активное развитие предпринимательства. Столь бурное развитие промышленной цивилизации и позволило сформировать уникальную культуру, выделившую Европу из всего остального мира. Поэтому начавшийся период с полным основанием стали называть Новым временем. Новое время начинается буржуазными революциями (первая - в Нидерландах в конце XVI-го века, последующие - в Англии в XVII и во Франции в 1789 г.) и продолжается до начала научно-технической революции (середина XX века). С этого времени начинается время Новейшее.

Первая буржуазная революция, происшедшая в Англии, кардинально изменила духовную атмосферу в европейском обществе. Не случайно именно в Англии прошла самая первая промышленная революция. Протестантская трудовая этика поощряла производство и накопление. В Англии были гарантированы политические свободы, началось формирование нового среднего класса, общество, в целом, отличала высокая социальная мобильность. Новые знания, особенно в науке, свободно распространялись, порождали изобретательность и установки на принятие изменений. Возрастающий спрос на промышленную продукцию стимулировал поиски новых методов, технических новшеств, повышавших производительность труда на производстве. Крупные ремесленные мастерские - мануфактуры - превращались в фабрики.

В XVII веке в Западной Европе все большую независимость от религии обретает общественная мысль. И хотя влияние христианской религии и церкви было достаточно весомым и они, практически, не ослабляли своих позиций, в западноевропейском обществе все более ощутимы проявления светской культуры. В трудах Т. Гоббса - «Основы естественного права и политики» (1639) и Дж. Локка - «Два трактата об управлении» (1690) формируются основные правовые нормы раннебуржуазного государства. И если у Гоббса акцент сделан на полном подчинении граждан государству и государю, которые, в свою очередь, являются главными гарантами их достойной гуманной жизни, то Локк на страницах своей книги требует ограничить деятельность государства самыми необходимыми функциями. Как основатель буржуазного либерализма, Дж. Локк выступал за создание конституционного правительства на основе суверенитета народа, которое гарантировало бы свободу и равное право для всех. Наилучшим образом права личности могут быть обеспечены, по мысли ученого, только при помощи разделения властей на законодательную, исполнительную и «федеративную».

В XVII веке формируется и классическая буржуазная мораль, тесно связанная с протестантской этикой. Освящая успех в мирских делах, протестантизм стал духовно-нравственной основой Нового времени, стимулируя человеческую свободу, рыночные отношения, активность буржуазного предпринимательства.

Наступление новой культуры было обозначено и стремительно разворачивающейся научной революцией, вначале проявившей себя в математике и механике, а затем в естествознании. Чтобы понять уровень науки того времени, достаточно назвать следующие имена: Кеплер, Галилей, Декарт, Ньютон, Лейбниц. Здесь тоже кардинально изменились принципы деятельности. В средние века наука испытывала очень сильное давление со стороны церкви, хозяйственная культура не предъявляла к ней практически почти никаких требований. Парадигма научного исследования несла отпечаток схоластики, так что источником знания считались не столько эксперименты, сколько Священное писание, рукописи древних мудрецов («чем древнее, тем истиннее») и даже магические трактаты и опыт магов. Алхимия была связана с магией очень тесно. В Новое время господствующим стал подход, сформулированный Френсисом Бэконом. Он провозгласил, что единственным источником знания в науке может быть только опыт, научный эсперимент. Поэтому его часто называют родоначальником опытной наукиНового времени.

XVII век - эпоха интенсивного развития европейской философской мысли:

- Р. Декарт создает свою рационалистическую теорию и критерием истины признает разум;

- Ф. Бэкон провозглашает объект познания - природу, целью познания - господство человека над природой, а методом познания - опыт, индукцию;

- И. Ньютон доказывает с помощью опытов основные положения натурфилософского материализма.

В европейской художественной культуре XVII века формируются национальные школы - французская, итальянская, испанская фламандская и др. Почти одновременно складывается художественный стиль классицизм, а также тенденции реалистического искусства.

В историю общественной мысли XVIII век вошел как эпоха Просвещения («век разума»). Просветительское движение имело широкий общеевропейский масштаб и охватило собой ведущие европейские страны: Англию, Францию, Германию, Италию, Россию. Культура «века разума» была рождена буржуазными революциями, секуляризацией общественного сознания, распространением идеалов протестантизма нарастанием интереса, к философскому знанию.

XVIII столетие обнаруживает и новое понимание самого человека:

- веря в возможность рационально изменять его к лучшему

- безгранично надеясь на человеческий разум и гармонизацию общества через просвещение людей и развитие их творческого начала.

В этот исторический период не только в странах Западной Европы но и в США (по завершении гражданской войны) окончательно утверждается капиталистический способ производства и буржуазные общественные отношения.

Отнюдь не случайным является и то, что именно в эпоху Просвещения широкое распространение приобретает само понятие «культура» Лому способствовали существенные изменения в бытии человека Доминирование городской культуры, быстрая смена технических достижении и технологий ослабляли, характерную для прошлого традиционного аграрного общества, зависимость человека Нового времени от природной среды. В общественное сознание все больше утверждается представление о природе как арене преобразующей, творчески-продуктивной деятельности человека. Все это наполняло новым содержанием понятие «культура». Эпоха Просвещения создала обобщенное представление о культуре как о преимущественно духовном творчестве людей. В таком виде представление о культуре вошло в массовое сознание людей западной цивилизации нового и новейшего времени.

Эпоха Просвещения подняла на небывалую высоту авторитет науки и образования, которые отныне стали рассматриваться как движущая сила общественного прогресса. Но подлинное бессмертие завоевали философско-эстетические идеи, теории и концепции трех великих французских просветителей - Вольтера, Дидро, Руссо. Общим для их теоретического наследия является не только переосмысление традиционных философско-эстетических категорий, и в первую очередь таких, как красота, гармония, вкус, но и всеобъемлющий анализ художественного процесса в целом, отдельных видов и жанров искусства.

В обосновании красоты все просветители подчеркивали, что ее объективные стороны открываются только активно стремящемуся к ней человеку, вооруженному интеллектом и эмоциями. Категория гармонии становится в этот период характеристикой равновесия рационального и эмоционального начала в человеке, обоснованием возможности снятия социальных противоречий, а не только символом согласия и упорядоченности в природе и в художественных произведениях. Новое звучание в философии «века разума» обрело и понятие вкуса. Эстетический вкус оценивался просветителями, как чувство, пронизанное мыслью, в котором тесно соприкасаются культура и природа, искусственное и естественное. Вкус выступает своеобразным посредником между ними. Следует заметить, что роль эстетического фактора возрастала во всех аспектах духовной культуры западноевропейского общества. По мере секуляризации публичной жизни росло значение музыки как важнейшего элемента художественной культуры. Занятия музыкой ради самой музыки получали все больше распространение.

Крупнейшим представителем философии, эстетики, теории искусства французского Просвещения являлся Вольтер (1694-1778). В своих статьях «Рассуждения об эпической поэзии» (1728) и «Вкус» (1764) он выдвигает положение об исторической изменчивости художественной культуры народов в зависимости от переживаемых ими исторических событий. У Вольтера присутствует явное понимание того, что каждое явление искусства вырастает на определенной исторической и национальной почве и в ней находит свое объяснение. Мыслитель видел в художественном творчестве мощное средство преобразования мира, при этом подчеркивая, что искусство - это порождение и творение человеческого разума и его воли. Философ акцентирует и то, что непременным условием бытия искусства является создание художественной иллюзии. Таким образом, изображаемое должно соответствовать всеобщим законам разума, но одновременно быть только подобием правды, ее видимостью.

Художественные интересы Вольтера неразрывно связаны с театром, в котором он видел школу морали, трибуну для пропаганды новых идей, могучее средство просвещения. Жанр трагедии Вольтер рассматривал как самую высокую форму словесного искусства, а самого себя считал прежде всего драматургом. Его деятельность, как театрального драматурга открывается трагедией «Эдип» (1718), а в конце жизни он пишет трагедии «Ирина» и «Агафокл» (1778). Вольтер является родоначальником нового понимания сущности античной трагедии. Он сформулирует концепцию, которая будет характерной для всего европейского Просвещения и найдет свое продолжение и развитие в творчестве Дидро, Винкелъмана, Лессинга. Согласно теории Вольтера трагическое зрелище должно вызывать чувство сострадания, заставляя ощущать чужие страдания как свои собственные. Греческая трагедия - это «школа добродетели», которая учит героизму и человечности.

Самым разносторонним представителем культуры французского Просвещения был Дени Дидро (1713-1784). Являясь автором теории просветительского реализма, создателем знаменитой «Энциклопедии искусств, наук и ремесел» (1751-1780), Дидро достойно соединил в себе качества философа, теоретика искусства и художественного критика. Как и классицисты, Дидро понимает художественное творчество как сознательную деятельность, имеющую разумную цель и опирающуюся на общие правила и законы искусства. А главным для искусства он считал его нравственное предназначение. По мнению Дидро, наиболее высокой оценки заслуживает искусство демократическое и пропагандирующее нравственность простых людей, выходцев из неимущих слоев, так как именно это искусство наиболее адекватно выражает гуманистические интересы и идеалы.

В своей знаменитой философской повести «Племянник Рамо» (1770) он достаточно убедительно раскрыл диалектику художественного сознания. В процессе его функционирования происходят сложные процессы, противоречивые сочетания, переходы от одного состояния в другое: гармонии в дисгармонию, возвышенного в низменное, целостности в разорванность. «Племянник Рамо» написан в зрелые годы, в тот период, когда Дидро был известным писателем и философом. Данное сочинение построено скорее по законам искусства, а не в русле философского рассуждения. Мысль писателя живет в образной форме, в мельчайших ее особенностях. Повесть Дидро комментировали и цитировали в своих сочинениях Г. Гегель и К. Маркс.

В культуре немецкого Просвещения следует выделить деятельность молодых немецких писателей, объединившихся в творческую организацию под названием «Буря и натиск» («Sturm und Drang»). Это - литературно-художественное движение просветительского характера, зародившееся в 70-80-х годах XVIII века как идеологическое наступление демократической молодежи («бурных гениев») в Германии. Названо по одноименной драме Ф. М. Клингера. Творческая программа обоснована И. Г. Гердером. В движении активно участвовали И. В. Гете, Ф. Шиллер, Ф. М. Клингер, Р. Ленц и др. Представители этого движения называли себя «штюрмерами» (от немецкого названия движения).

«Штюрмеры» выдвинули ряд важнейших культурологических положений, которые стали принципиальными в их теоретическом наследии. Их сущность заключается в том, что:

- исторический подход к искусству в целом, должен рассматриваться с точки зрения соответствия его произведений «духу своего времени»;

- существует зависимость искусства от естественной (природной) и социальной среды;

- каждый народ должен иметь свою художественную культуру, пронизанную национальным духом;

- возражая против теории Винкельмана о подражании античности, «штюрмеры» считали, что «золотой век» не в прошлом, а в будущем.

В качестве своих предшественников «штюрмеры» называли поэтов, одаренных чувством «природы, естественности и правды». Таковыми они считали Гомера, Сервантеса, Шекспира и творцов народного фольклора. В1779 году И. Гердером была издана первая в мире антология народной поэзии «Голоса народов в песнях», в которой были собраны песни разных народов, в том числе и русские. Для «штюрмеров» были характерны: оптимизм, глубокая вера в возможности человека, концентрация внимания на индивидуальных переживаниях людей.

Анализируя стилевые и жанровые особенности искусства Просвещения, следует отметить, что оно использовало как старые формы (барокко), так и новые, созданные в эту эпоху ( классицизм).

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - творческое направление, сформировавшее художественное мировоззрение, сложившееся в эпоху становления и укрепления европейских монархий и опиравшееся на нормы и образцы античного искусства. Классицизмом именуются также периоды и тенденции в истории европейской художественной культуры, когда формы античного искусства являются эстетическим эталоном. В течение почти трех веков (начиная с XVI в. - до 30-х годов XIX в.) классицизм прошел несколько этапов развития, пережив весьма значительные изменения.

Классицизм XVII в. был тесно связан с дворянской культурой французского абсолютистского государства. В этот период сформировалась нормативная эстетика, требовавшая от искусства соблюдения определенных законов и правил. Художественные образы классицизма отличались логичностью и гармоничностью выражения; они были разумно организованы, логически построены и, как правило, лишены индивидуальных черт. Установление строгих правил творчества - одна из характерных черт эстетики классицизма. Художественное произведение понималось классицистами не как естественно возникший организм, а как произведение искусственное, сотворенное, созданное руками человека по плану, с определенной задачей и целью.

Наиболее целостную культурно-эстетическую программу сформировал французский классицизм. Его мировоззренческой основой послужил рационализм Рене Декарта (1596-1650). В своем программном труде «Рассуждение о методе» (1637) философ подчеркнул, что структура разумного вполне совпадает со структурой реального мира, а рационализм и есть идея принципиального взаимопонимания. В дальнейшем Декарт сформулировал и основные принципы рационализма в искусстве:

- художественное творчество подчиняется строгой регламентации со стороны разума;

- художественное произведение должно иметь четкую, ясную внутреннюю структуру;

- главная задача художника - убеждать силой и логикой мысли.

Для архитектуры классицизма (Ф. Мансар и А. Ленотр - авторы дворцово-паркового ансамбля в Версале) были типичны четкость, геометрическая правильность объемов, регулярность планировки.

В живописи (Н. Пуссен, К. Лоррен) - ведущим стало логическое развертывание сюжета, ясная, уравновешенная композиция, линейно-объемное построение деталей, подчиненная роль света.

В литературе и драматургии (П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер) господствовало правило трех единств: времени, места и действия, что в художественной практике означало:

- время действия пьесы должно быть ограничено временем продолжительности спектакля;

- само действие пьесы должно происходить в одном месте;

- единство действия подразумевало, что в пьесе существует центральная интрига.

Жанры делились на «высокие» - трагедия, эпопея, ода (их сфера — мифология, исторические события, государственная жизнь, где героями выступали монархи, полководцы, мученики за веру) и «низкие» - комедия, басня, сатира (которые показывали жизнь людей из средних классов). Не допускалось смешения героического и обыденного, трагического и комического. Принципы классицизма утверждаются во всех видах искусства.

Классицизм 18-го века тесно связан с революционными выступлениями буржуазии по всей Европе, с отстаиванием ею идеалов политической свободы, национальной независимости, социальной справедливости. В произведениях искусства звучат идеи свободы, утверждаются права личности. Классицизм перестает быть замкнутым, изолированным художественным явлением, а тесно соприкасается с барокко, рококо, сентиментализмом, народной культурой различных европейских стран. Подобное взаимодействие и взаимовлияние значительно обогатило классицизм, сделало его более свободным от условностей и жестоких нормативов. В этот период в европейской культуре звучат имена Ф. Шиллера, И. Гете, В. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ж.-Л. Давида и мн. др.

Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ, sentimental -чувствительный, франц. sentiment – чувство) – художественное течение второй половины XVIII века, провозгласившее «естественное» чувство определяющим моментом жизненных ценностей, тем самым противопоставив свое восприятие рационализму Просвещения.

Концептуально сентиментализм оформился в Англии, в творчестве английского писателя Дж. Томсона. Именно в его поэтических произведениях отчетливо заявило о себе основное настроение сентиментализма - меланхолическая созерцательность на лоне природы. Между тем, сам термин сентиментализм впервые был введен в литературный обиход английским писателем Л. Стерном в его «Сентиментальном путешествии» (1768). Герои произведений сентиментализма, как правило, простолюдины, наделялись всеми возможными добродетелями, которые подавались эмоционально - насыщенно и слезливо - участливо. Наиболее законченное выражение сентиментализм получил в Англии, в литературных произведениях Дж. Томсона, О. Голдсмита, Дж. Крабба, С. Ричардсона. Именно английская художественная литература первой представила идеологию «третьего сословия», с ее демократическими идеями «переустройства мира», совершенствования «естественных чувств».

Как художественное течение сентиментализм весьма быстро распространился в европейской культуре. В Германии влияние идей сентиментализма испытали участники литературного движения «Буря и натиск» - Гете, Шиллера, Ленц и др. Во Франции сентиментализм достиг подлинно философских вершин в романе Ж.-Ж Руссо «Новая Элоиза» (1761). В России данное художественное течение наиболее ярко представлено в творчестве М. Муравьева, Н. Карамзина, И. Дмитриева, В. Капниста, Н. Львова, молодого В. Жуковского.

В произведениях сентименталистов превалируют исповедальные мотивы, сильна дидактическая (нравоучительная) установка, поэтому их излюбленными жанрами стали роман, дневники, путевые заметки, элегия и т. д. Темами и сюжетами произведений, выполненных в стиле сентиментализма, становятся: воспитание взаимоотношений родителей и детей, переживания болезни и выздоровления, смерть и траур по умершему.