Русская философская мысль Средневековья (X-XVII вв.) и Просвещения (XVIIIв.).
Один из первых философов средневековья митрополит Илларион стремился обосновать государственную самостоятельность и международное значение Руси, асценивая принятие христианства как высшую благодать. («Слово о законе и благодати», XI в.). Илларион стремился представит картину мировой истории в развитии, выделяя три исторические стадии: языческую, иудейскую, христианскую.
Философские идеи звучат и в других произведениях средневековых русских авторов: Владимира Мономаха, Кирилла Туровского, Даниила Заточника, Максима Грека. Широкую известность в Средние века получает доктрина монаха Филофея «Москва- третий Рим», а также переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского , отражающая столкновение двух концепций развития русской государственности : абсолютной монархии и монархии ограниченной и просвещенной. Русскую философскую мысль этого периода уже отличает тяга к изучению духовного мира человека. Под влиянием византийской культуры в религиозно-философских трактатах значительное место , также, занимает моральнол-назидательная тематика. («Домострой» Сильвестра, сочинения Саровского и Волоцкого). Философские идеи обозначаются и в произведениях художественно-изобразительного творчества («Троица» А.Рублева).
Заметное влияние на характер русского философствования и русской духовности, в целом, оказал исихазм, сущность которого заключалась в том, что это есть особый тип христианского мистического мировоззрения, дающий религиозно-философское обоснование духовно-практической деятельности в аскезе, уединении, безмолвной молитве, которые сближают человека с трансцендентным.
Преобразования Петра I придали развитию российского общества особый динамизм. Церковь оказалась под эгидой государства, исчезла ее монополия на идеология. Зародилась светская культура.
В этот период философия приобретает свой предмет исследования и освобождается от богословия, опираясь на деистические представления (Бог творит мир, но он не вмешивается в ход его развития), теорию «двух истин», данные естественных наук. Научно-философские идеи разрабатывались в кружке Феофана Прокоповича (называемом «ученой дружиной» Петра I), в котрый входили В.Н.Татищев, А.Д.Кантемир, И.Ю.Трубецкой и др.
Большой вклад в решение собственно философских проблем внесли М.Ломоносов и А.Радищев. Ломоносов не умозрительно, а экспериментально доказал, что материя имеет молекулярно-атомное строение, что корпускулы (молекулы) находятся в беспрерывном вращательном , колебательном и поступательном движении.
Радищев, развивая свои материалистические идеи, сравнивал природу в лестницей веществ, вершиной которой является мыслящий человек, мозг и не5рвная система которого составляет основу сознания.
Общим для социально-философских взглядов обоих мыслителей было то, что они носили ярко выраженный просветительский характер. Однако взгляды Радищева отличались большим радикализмом. Он считал, что решающее влияние на исторический процесс оказывают природный, политико-юридический и человеческий факторы, резко критиковал крепостное право и абсолютизм.
Патриархально-консервативное направление представлял М.М.Щербатов, религиозно-просветительское – Тихон Задонский, митрополит Платон и др., этико-философское направление - Г.Сковорода.
3.Русская философия XIX –начала XX в.в.
Основные философские направления этого периода:
-Западники и славянофилы.
Являлись первыми представителями «органической русской философии».
К западникам относятся П.Л.Чаадаев, А.Л.Герцен, Т.М.Грановский, Н.Г.Чернышевский, В.П.Боткин и др. Основная идея западников заключается в признании европейской культуры последним словом мировой цивилизации, необходимости полного культурного воссоединения с западом, использования опыта его развития для процветания России.
Особое место в русской философии занимает П.Чаадаев, мыслитель, сделавший первый шаг в самостоятельном философском творчестве в России XIX века, положивший начало идеям западников, как и спору их со славянофилами. В основе его философии – идея высшего смысла в истории (провиденциализм) и осмысление судьбы России.. Чаадаев, признавая и критикуя отсталость России , видел в самой ее отсталости высший смысл: предназначением России, по его мнению, является выполнение великой миссии»всечеловеческого дела»: дать решение задач, стоящих перед всем миром. Вопрос о сближении с Западом Росси Чаадаев рассматривал в плане обновления и Запада, и России, причем начало этому должно положить обновление и синтез религий- православия и католичества.
В развитии славянофильства особую роль сыграли И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф.Самарин. Многообразие их взглядов объединяет общая позиция: признание основополагающего значения православия , рассмотрение веры как источника истинных знаний. В основе философского мировоззрения славянофилов лежит церковное сознание, выяснение сущности церкви.
Наиболее полно эта основа раскрыта А.Хомяковым. Церковь он воспринимает как живой, духовный организм, воплощающий в себе истину и любовь, как духовное единство людей. Все это вкладывается Хомяковым в понятие «соборность», ставшее одной из основных категорий русской философии. Соборность толкуется им как «единство во множестве», в котором моно выделить составляющие элементы. Соборность, не уничтожает, а сохраняет автономность Я, это есть – «органическое всеединство».
Хомяков рассматривает судьбу России в ином ракурсе, чем Чаадаев: она не отстает от Запада, Россия просто иная, чем Запад, более того, это ее качественное различие- не зло, а благо для России. Задача России – идти своим путем, опираясь на свои ценности , главными из которых являются самодержавие и православия. В рамках философии истории Хомяков противопоставляет два типа цивилизации, называемых им «кушитской» и «иранской», основное различие между ними - в отношении к категориям свободы и необходимости. Хомяков рассматривает, также, отношения разума и чувства, считая, что наиболее адекватное познание и бытие возможно при «разумеющей воле» и «волящем разуме» - благотворном синтезе рациональной и иррациональной сторон человеческой психики.
Славянофильство в своем развитии пережило ряд этапов, оставаясь верным важнейшим своим принципов, но при этом дополняя их новым содержанием. Первые славянофилы – либералы, поздние славянофилы – «почвенники» (Ф.Данилевский, К.Леонтьев, Н.Страхов) придерживались консервативной позиции. На позициях почвенничества находился и Ф.Достоевский .
Славянофильские (или близкие к ним) позиции можно обнаружить во взглядах многих русских философов начала ХХ века, под их непосредственным влиянием формируется евразийское направление в русской философии Серебряного века. Историкософская тема, тема судьбы России со времен Чаадаева становится одной из самых популярных и значимых в русской философии