Власть и личное влияние руководителя торгового предприятия
Вопрос
Ситуационные модели выбора стиля.
Понятие и классификация стилей управления.
Власть и личное влияние руководителя торгового предприятия.
РУКОВОДИТЕЛЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
ЛИДЕРСТВО И СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
Лекция 11.
План:
Реализация функций менеджмента обеспечивается эффективным руководителем.
Руководство рассматривается как механизм формирования трудового поведения персонала в направлении достижения целей организации.
Его реализация обеспечивается с помощью различных форм влияния на подчинённого, реализуемых менеджером в повседневной практике его деятельности.
Современная трактовка причин успешного руководства является синтезом трёх концепций лидерства: личностной, поведенческой, и ситуационной.
Личная концепция лидерства – рассматривает в качестве определяющих факторов результативного руководства особенности личностных качеств руководителя, врождённых либо вырабатываемых в процессе социального взаимодействия.
Наиболее важные качества менеджера определялись на основе изучения характеристик наиболее успешных руководителей.
Ф. Тейлор, например, считал важными для руководителя: наличие ума, образование, наличие специальных и технических знаний, физической силы и ловкости, такта, энергии, решительности, честности, рассудительности, крепкого здоровья. Многие из этих факторов являются атрибутами харизматической личности.
При подборе и формировании эффективного менеджера внимание следует обратить на четыре группы важных характеристик лидера:
ü Физиологические способности (внешний вид, состояние здоровья, выносливость).
ü Психологические способности (черты характера, которые определяют отношение руководителя к делу, к себе, и другим людям (властность, требовательность, настойчивость, работоспособность, уверенность в себе), темперамент (холерик, сангвиник)).
ü Умственные способности - определяют динамику приобретения человеком знаний, умений и навыков (память, быстрота реакции, языковые и ораторские способности). Также умственные способности лежат с в основе умения руководителя решать проблемы и принимать эффективные решения (образованность, интеллект, ум, эрудиция, интуиция).
ü Деловые способности – способствуют достижению поставленной цели, результата (предприимчивость, умение договариваться, мобилизовать ресурсы, организовать взаимодействие, готовность к риску, ответственность).
Поведенческая концепция лидерства получила развитие в 40-х годах двадцатого века с укреплением позиций бихевиористской (поведенческой – в переводе с английского) школы. В рамках данной школы эффективность руководителя определяется спецификой его взаимодействия с подчинёнными. Одним из наиболее важных факторов эффективного взаимодействия рассматривался стиль работы менеджера.
Ситуационная концепция, определяющая в качестве фактора результативности работы менеджера его способность адаптироваться к конкретной ситуации. Наиболее известные модели ситуационного лидерства включают в себя описание значимых характеристик ситуации, определяющих поведение менеджера.
Совокупность ситуационных переменных можно объединить в три наиболее общие группы:
1. Характеристики персонала – отношение работника к труду, его способность исполнять работу, желание выполнять работу.
2. Особенности внутригруппового взаимодействия– особенности влияния руководителя на поведение подчинённого, степень сплочённости персонала.
3. Характеристики выполняемой работы– требования к выполнению работы.
В ситуационных моделях лидерства в качестве ситуационной переменной часто рассматривается власть.
Власть следует рассматривать как способность или возможность распоряжаться чем-либо, действиями кого-либо.
Любая власть реализуется через полномочия принимать решения, определяющие действия других людей.
В соответствии с формой её предоставления различают статусную и личную власть.
Статусная власть (власть положения) – определяется статусом субъекта власти в организационной структуре. Она делегируется сверху вниз, а её объем соответствует диапазону полномочий, предоставляемых лицу, занимающему определённое положение. Статус работника не всегда определяется только занимаемой должностью (должностная или законная власть).
В основе статусной власти, в конечном счете, лежит реальная возможность распоряжаться различного рода ресурсами организации.
В качестве формальных регламентирующих документов, отражающих объём статусной власти в организации, выступают должностные инструкции, приказы, распоряжения.
Личная власть индивидуума определяется его личностными характеристиками (авторитетом, профессионализмом, привлекательностью). Диапазон власти определяется полномочиями, добровольно предоставляемыми участниками социального взаимодействия субъекту власти.
Делегирование осуществляется сверху вниз. Объем реальной власти менеджера определяется сочетанием статусной и личной власти.
В управленческой практике власть менеджера реализуется в различных формах: