Послевоенное развитие Японии
Послевоенное развитие Германия
Поддержка оккупационных властей позволила Людвигу Эрхарду провести свои знаменитые экономические реформы. Они начались в 1948 году. В основе реформ лежала идея строительства социального рыночного хозяйства. Реформы позволили стремительно преобразовать экономику Германии и заставить говорить о германском экономическом чуде.
Теория социального рыночного хозяйства исходила из того, что каждый человек склонен действовать таким образом, чтобы результаты этих действий оборачивались ему и его семье во благо. Это невозможно, если человеку не предоставлена элементарная свобода действий – свобода в выборе товаров, свобода предпринимательства, свобода в выборе места работы и места жительства. Все эти свободы носят экономический характер, но экономическая свобода может существовать только при наличие свободы политической. Поэтому наиболее эффективной экономика может быть только в демократическом государстве с либеральной рыночной средой. В такой экономике важна роль государства. Государство должно обеспечивать наилучшие условия для работы рыночного хозяйства, защищать его субъектов и устанавливать справедливые правила игры. Государство не должно вмешиваться в ценообразование, но обязано следить за исполнением антимонопольного законодательства; государство не должно диктовать предпринимателям, что и как им производить, но обязано защищать внутренних производителей от иностранных конкурентов; государство должно обеспечить социальную защиту нуждающихся в ней слоев населения.
Реформы Эрхарда позволили уже в 1950 году, через два года после начала реформ, восстановить довоенный объем промышленного производства. Особая роль отводилась мелкому и среднему бизнесу, которому государство уделяло особое внимание. К началу 50-х годов в этом секторе работало более половины занятого населения.
В дальнейшем Германия постоянно наращивала свое экономическое и политическое влияние в Европе и мире и успешно перешла к постиндустриальному развитию.
В 1947-1950 годах. в Японии была проведена земельная реформа. В результате был сформирован слой фермеров а помещики как класс перестали существовать. В дальнейшем японское правительство проводило протекционистскую политику по отношению к сельскому хозяйству, поэтому настоящее время сельское хозяйство страны недостаточно эффективно.
В 1950 году была осуществлена радикальная бюджетная реформа, введен принцип бездефицитности бюджета, денежная эмиссия была взята под контроль, что позволило подавить инфляцию. По настоянию оккупационных властей США в Японии были ликвидированы монополии – дзайбацу, управлявшие экономикой страны в довоенный период.
В послевоенный период в Японии сформировалась уникальная экономическая система, скрепленная неформальными тесными связями в деловых кругах и в правительстве. Формально роль государства невелика, через государственный бюджет Японии перераспределяет не более трети ВВП. Но японское правительство разрабатывает стратегические планы развития экономики в целом, которые принимают к выполнению крупные компании. Правительство, в свою очередь, выступает представителем бизнеса на внешних рынках, защищая его всеми возможными способами. Крупнейшие финансово-промышленные группы сцементированы в Японии неформальными связями и разветвленной и запутанной системой участий. В результате всю японскую промышленную систему часто называли «корпорация Япония».
Начиная с 50 годов экономика Японии демонстрировала стремительный экономический рост, о котором говорят как о «японском экономическом чуде». В 60 годы экономика росла со средним темпами свыше 10% в год, в 70 годы – свыше 5%. В 70 годы Япония вышла на второе место в мире по объему национального производства, оттеснив СССР на третье место. В дальнейшем темпы роста стали замедляться. Это обусловлено тем, в Японии планы правительства были по существу директивными. Изменение технико-экономической парадигмы экономического развития во время мирового экономического кризиса 70-х – 80-х годов, завершение перехода к постиндустриальному развитию потребовали от Японии обеспечить большую гибкость экономической системы, по сравнению с той которая сложилась в послевоенный период.