Задачи и функции истории экономики

Научные школы истории экономики

В настоящее время в историко-экономической науке сложились две школы, два центра. В США, а затем в Великобритании в 60-е годы XX века сформировалась школа новой экономической исто­рии. Эта школа, тесно связанная с экономической теорией и при­менением экономико-математических и количественных методов, исследует главным образом проблемы экономического роста и дол­говременные тенденции развития экономики. В ее рамках разви­вается «историческая экономика», изучающая воздействие различ­ных факторов и элементов экономической системы на экономичес­кий рост.

В континентальной Европе особое место занимает зародившая­ся в 20-е годы XX века французская школа «новая историческая наука», или «шко­ла Анналов». Ее создатели М. Блок и Л. Февр выдвинули новый прин­цип исторического исследования «история – проблема», пришед­ший на смену повествовательному описанию истории. Историк зада­ет прошлому те вопросы, которые актуальны и важны для совре­менности.

Экономическая история или история экономики развивается в тесной связи с экономической теорией. Историко-экономический материал является либо подтверждением верности теории, либо основанием для критики ее ошибочных построений. Признанием науки, изучающей историко-экономи­ческие проблемы, стало присуждение в 1993 году американским экономистам Р. Фогелю и Д. Норту Нобелевской премии за исследования в этой области.

История экономики выполняет определенную прогнозную задачу. Предвидеть то или иное явление в экономике, его буду­щее развитие возможно, лишь опираясь на прошлое. Любое экономическое явление имеет исторические кор­ни, и не учитывать этого нельзя.

Задача истории экономики в системе образования состоит в расширении кругозора и формировании экономической культуры будущего экономиста. Экономист должен осозна­вать, что история уже провела множество хозяйственных экспери­ментов. История экономики представляет собой коллективную память и является источником мудрости. История экономики обладает важной гуманистической функцией – учит экономиста, менедже­ра, что любое хозяйственное решение имеет не только стоимостное выражение, но и конкретную политическую и моральную цену. История экономики выполняет две важнейшие функции в про­цессе обучения: 1) на конкретных примерах помогает усваивать экономическую тер­минологию; 2) формирует экономическое мышление, придает ему реализм, историзм и масштабность.

РАЗДЕЛ 1. ДОИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА