Основные идеи философии XVII в.
Монадология Лейбница.
Понятие субстанции. Пантеизм.
Эмпиризм и рационализм. Индукция и дедукция.
Основные идеи и особенности философии XVII в.
План
Тема 6. Философия Нового времени
Вопросы для самопроверки
1. На каком основании ХV-ХVI в. называют Возрождением?
2. В чем сущность и содержание гуманизма?
3. Каковы направления в философии Возрождения?
4. Что составляет основу утопизма Т. Мора?
5. В чем проявляется имморализм Н. Макиавелли?
1. Основные идеи и особенности философии XVII в.
Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах XVI – ХVII вв., что обусловило развитие науки и появление новой философской ориентации на науку. Главной задачей философии становятся проблемы обоснования способов достижения знания - проблемы методологии познания.
· Принцип автономного мыслящего субъекта.
· Принцип методического сомнения.
· Индуктивно-эмпирический метод.
· Рационально-дедуктивный метод, включающий интеллектуальную интуицию.
Особенности философии Нового времени
Начиная с ХVI в., начинает бурно развиваться естествознание: потребности мореходства опpeделяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело - развитие математики и механики. Начавшийся в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества в XVII в. расширяется и углубляется. Развитие науки нового времени привело к переориентации философии: если средневековая философия имела теоцентрический характер, философия Возрождения ориентировалась на искусство и гуманитарное знание, то философия Нового времени опиралась на науку.
С XVII в. начинается организационное становление науки как самостоятельного института, наука приобретает современные черты и формы. Из общефилософских знаний в период Нового времени в самостоятельные отрасли выделяются обществоведческие дисциплины: экономика, социология, политология.
Для онтологии этого периода характерны такие черты, как механицизм - абсолютизация законов механики, перенесение их на все виды движения, в том числе и на развитие общества, и деизм (лат. deus - бог) - признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход.
Эти представления легли в основу новой физической картины мира, важнейшими предпосылками которой стали астрономические открытия Галилео Галилея (1564-1642 гг.) и Иоганна Кеплера (1571-1630 гг.), а также открытые Исааком Ньютоном (1643-1727 гг.) законы классической механики.
Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего, из опыта естествознания. Крупными философами в Европе XVII в. являются: Ф. Бэкон (1561-1626 гг.) - Англия, Р. Декарт(1596-1650 гг.), Б. Паскаль (1623-1662 гг.) - Франция; Б. Спиноза (1632-1677 гг.) - Голландия; Г. Лейбниц (1646-1716 гг.) - Германия.
Не без основания XVII век называют «веком гениев».