Социальный прогресс

СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС

ЛЕКЦИЯ 5.

 

1. Социальный прогресс.

2. Модернизация и индустриализация.

3. Мировая система и процессы глобализации

 

 

Прогресс (от лат. progressus – движение вперед, успех) – тип направленного развития какого-либо объекта, характеризующийся переходом от низших к высшим формам его организации, от менее совершенных к более совершенным его состояниям. Понятие прогресса соотносительно с понятием регресса (от лат. regressus – обратное движение), содержание которого составляют процессы деградации объекта, понижения уровня его организации, перехода к менее совершенным состояниям.

Социальный прогресс – направленный процесс, который неуклонно приводит систему все ближе к более предпочтительному, лучшему состоянию (по мнению большинства исследователей – к реализации определенных ценностей этического порядка: счастью, свободе, процветанию, знаниям).

Представление об определенной направленности происходящих в природе и обществе изменений возникло в глубокой древности, однако первоначально оно было чисто оценочным. В развитии доиндустриального общества многообразие и острота политических событий сочетались с крайне медленным изменением социально-экономических основ общественной жизни. Для большинства мыслителей Древнего Востока и античности история представляла собой простую последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное. В целом же она изображалась либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Конфуций, Аристотель, Полибий), либо как регрессивный процесс, развитие общества по нисходящей от «лучшего» к «худшему» (Платон, Сенека). Идея исторического прогресса оформилась в западноевропейских социально-философских учениях Нового времени, которые в противоположность пессимизму христианско-эсхатологичсских представлений о скором и неизбежном «конце света» отражали реальное ускорение общественного развития и первоначально были овеяны оптимизмом, уверенностью в том, что «царство разума» лежит не в прошлом, а в будущем. Вначале идея прогресса разрабатывалась в сфере научного познания (Ф. Бэкон, Декарт), а впоследствии распространилась и на сферу социальных отношений (Вико, Тюрго, Кондорсе, Руссо). Просветительские теории логически выводили прогресс общества из прогресса человеческого разума, рационалистически обосновывали ломку феодальных отношений, но, тем не менее, были в целом не историчны, поскольку возводили в ранг конечной цели истории преходящие идеалы и представления поднимающегося «третьего сословия».

В начале XIX в. в противовес рационализму просветителей была выдвинута идея медленной органической эволюции, не допускающей вмешательства извне, а также тезис об индивидуальности и несравнимости исторических эпох. Этот историзм был односторонне обращен в прошлое и часто выступал в роли апологии архаических отношений. Значительный вклад в постижение сущности прогрессивного характера исторического развития внес Гегель. Принципиально важным представляется формулировка Гегелем основных законов диалектики – закона единства и борьбы противоположностей, закона перехода количественных изменений в качественные и закона отрицания отрицания.

В позитивистской философии О. Конта прогресс связывается, прежде всего, с эволюцией человеческого сознания, последовательной сменой трех господствующих типов мировоззрения, или «состояния человеческих умов»: теологического, метафизического и позитивного (научного). Этим трем состояниям (ступеням, стадиям) мышления соответствует развитие экономических, политических и правовых отношений и институтов, всей социально-политической жизни. На третьей, высшей стадии утверждается «научный», «положительный» стиль мышления, и «анархическую республику» сменяет «позитивная», строго иерархичная социально-политическая система – «социократия». Основной закон социократии выражается формулой: «Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель». Главную задачу социократии Конт видел в том, чтобы установить прочный «порядок» путем установления, по его собственному выражению, «идеализированной диктатуры» патрициата, преодолеть на этой антидемократической основе революционное движение, стабилизировать общество и обеспечить «прогресс», т.е. развитие индустриальной системы.

Марксистский, диалектико-материалистический подход к проблеме прогресса характеризуется выдвижением объективного критерия прогрессивного развития. Согласно марксистским представлениям, общая тенденция заключается в переходе от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил.

Современное толкование социального прогресса основывается на нескольких фундаментальных идеях:

1) о необратимом времени, текущем линейно и обеспечивающем непрерывность прошлого, настоящего и будущего (прогресс есть положительно оцениваемая разница между прошлым и настоящим);

2) о направленном движении, в котором ни одна стадия не повторяется;

3) о кумулятивном процессе, протекающем либо по возрастающей, шаг за шагом, либо революционным путем;

4) о различии между типичными, необходимыми стадиями, которые проходит процесс;

5) об эндогенных причинах, вызывающих самодвижение (саморазвитие) процесса;

6) о признании неизбежного, необходимого, естественного характера процесса, который не может быть остановлен или отвергнут;

7) об улучшении, усовершенствовании, отражающими тот факт, что каждая последующая стадия лучше предыдущей.

В ХХ в. социальные процессы шли крайне противоречиво, их оценка исследователями и общественным мнением была амбивалентной (как позитивной, так и негативной). В конце концов, это привело к кризису идеи социального прогресса.

Проявления кризиса идеи прогресса:

1) идея прогресса сменилась распространением мистицизма, бунтом против рассудка и науки, всеобщим пессимизмом в образе дегенерации, разрушения и упадка;

2) идея о необходимости постоянного экономического и технологического роста сменилась идеей пределов роста;

3) вера в рассудок и науку сменилась убеждением в доминирующей роли эмоций, интуиции, подсознательного и бессознательного, утверждении иррационализма;

4) утверждение о важности, высочайшей ценности жизни на земле сменилось чувством бессмысленности, аномии и отчуждения;

5) крушение идей утопизма (окончательный удар по утопическому мышлению нанесло падение коммунистической системы);

6) лейтмотивом конца ХХ – начала XXI в. стало повсеместное распространение идеи кризиса. При этом люди склонны рассматривать социальный кризис как хронический, всеобщий и не предвидят его будущего ослабления.

Критериями прогресса объявляются:

1. Усложненные социальные организации общества (Г. Спенсер),

2. Изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений (Ф. Тённис),

3. Изменения в характере производства и потребления (У. Ростоу, Д. Белл),

4. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, степени освобождения людей из-под гнета стихийных сил общественного развития (К. Маркс).

Важным признаком социального прогресса ученые считают и растущую тенденцию к освобождению человека – т.е. освобождению:

1. от подавления государством;

2. от диктата коллектива;

3. от всякой эксплуатации;

4. от замкнутости жизненного пространства;

5. от страха за свою безопасность и будущее.