АИС в налоговых органах

АИС создается для осуществления всех функций ГНС с целью:

Ø повышение эффективности функционирования системы н/о за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений;

Ø совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов;

Ø обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве;

Ø повышение достоверности данных по учету н/пл и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства;

Ø улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета;

Ø получение данных о поступлении налогов и др. платежей в бюджет;

Ø анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;

Ø информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;

Ø сокращение объема бумажного документооборота.

АИС реализуют соответствующие АИТ, т.е. совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в логическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Структура АИС, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой; вся система и каждый элемент обладают обширными внутренними и внешними связями. Как любая экономическая система, АИС включает функциональную (отражает предметную область, содержательную направленность) и обеспечиваюшие системы (информационное, техническое, программное и др. виды обеспечения). Создание такой системы решает ряд проблем: информационное объединение налоговых служб сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них; разработка создание и ведение БД; оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией, разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач.

29. Особенности создания, функционирования АИС «Налог»

Цели создания АИС «Налог»: повышение оперативности, уменьшение трудоемкости и рутинности в структурных подразделениях, упорядочение внутренних и внешних потоков (ликвидация дублирования).

АИС «Налог» включает: 1) система формирования государственного реестра налогоплательщиков (н/пл); 2) система учета, анализа поступления налогов и статистики платежей; 3) создание прогнозно-аналитической модели поступления налогов и других обязательных платежей; 4) система анализа фин. отчетности предприятий (п/п) и формирование сводного баланса РФ; 5) создание web-сервиса; 6) создание ведомственной сети связи, развитие телекоммуникационной сети; 7) единая система делопроизводства и документооборота, нормативно-правовой инф-ии; 8) система типового программного обеспечения (ПО) для местного уровня ГНС; 9) создание учебно-методических пособий и учебного ПО для факультативных занятий в средней школе по основам налогообложения; 10) система прогнозирования, учета и анализа доходов н/пл от ВЭД; 11) система информационного взаимодействия: с БД таможенных деклараций ГТК, с доходной и расходной частью органов Федерального казначейства.

При создании АИС «налог» использовались принципы: результативности, декомпозитности, первого лица, комплексного финансирования, координации деятельности.

Обеспечивающие подсистемы АИС налог включают информационное (ИО), техническое (ТО), программное (ПО) и другие виды обеспечения, характерные для любой АИС организационного типа. ИО включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач. ТО представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными АРМами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами. П/с режимного обеспечения налог.органа - обеспечивает безопасность. ТО – это ЛВС на базе IBM PC. ПО – MS (Novell, Unix). СУБД - FoxPro, Clipper, Access, Oracle. Используются следующие АРМы, соединенные каналами связи: по обработке юридических лиц (ю/л) – внутрирайонные инспекции; камеральной проверки (для автоматизации процедур, связанных с приемкой бухгалтерской отчетности п/п, а также налоговых расчетов); ведения лицевых карточек (автоматически вычисляется сальдо, пени, суммы налогов, уплачиваемых в бюджет и т.д.); анализа состояния п/п (выбираются п/п для документальной проверки, переписка с п/п); отработки документов физических лиц (налоги с ф/л, их имущества, земли и т.д.); юриста.

Функциональные подсистемы АИС налог. Каждому уровню налоговой системы соответствует свой состав функциональных подсистем. На втором (региональном) уровне можно выделить след. п/с: П/с подготовки типовых отчетных форм (формирование сводных таблиц статистических показателей по типовым видам деятельности ГНИ регионального уровня); п/с контрольной деятельности (ведение реестра ю/ф-лиц); п/с методической, ревизионной и правовой деятельности (сбор, обработка и анализ информации от территориальных налоговых инспекций); п/с аналитической деятельности ГНИ (анализ динамики налоговых платежей, их прогнозирование); п/с внутриведомственных задач (обеспечение деятельности аппарата ГНИ).

Функциональные подсистемы 3-го (местного) уровня выполняют функции: регистрация п/п, обеспечение учета налоговых начислений и поступлений, контроль за ними, расчет штрафных санкций и пеней, ведение лицевых карточек п/п, выписка инкассовых поручений, свод установленных форм статической отчетности, комплексная проверка данных отчетности и н/пл (камеральная проверка) и т.д. Можно выделить основные п/с. П/с регистрации п/п содержит полные сведения о ю/л и ф/л, которые вносятся в п/с при регистрации, эти сведения используются в п/с камеральной проверки и п/с ведения лицевых карточек (влк) П/с камеральной проверки - контроль за правильностью и своевременностью представления бух.отчетов, налоговых расчетов, отчетов и деклараций и начислением и уплатой налогов (имеются связи со след.п/с: регистрации, влк, документ.проверки). П/с влк - формируются данные о поступлении налогов в разрезе н/пл, видов налогов, контроль за своевременностью уплаты налогов в бюджет, начислением пени, вычислением сальдо по расчетам, выдача любых справок о переплатах по п/п, недоимках. П/с анализа состояния п/п - в результате анализа выдаются списки нарушителей и перечень п/п, подлежащих документальной проверке. П/с документальной проверки (контрольный вид деятельности налоговых органов) - тщательный анализ и контроль со стороны ГНС за н/пл. П/с ведения нормативно-правовой документации - формируются БД по законодательству в части взыскания налогов. П/с внутриведомственных задач - бухучет, матер-тех.снабжение налоговых органов, кадры. П/с обработки документов ф/л - контроль и управление информацией по основным видам налогов, собираемых с ф/л (расчет сумм налогов, ведение л/с, печать извещений о суммах начисленных налогов, составление различных отчетов и т.п.).