Функциональные и обеспечивающие подсистемы АИС
Понятие информационных технологий и их виды
АИТ - системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств ВТ и связи, а также способов, с помощью которых информация предлагается клиентам. Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных операций по преобразованию информации (сбор данных, их регистрация, передача, хранение, обработка, использование).
Этапы развития: 1. С начала шестидесятых годов - централизованное коллективное использование вычислительных средств. 2. С середины семидесятых годов - появление ПЭВМ, ориентация на индивидуального пользователя, частичная и полная децентрализованная обработка данных. 3. С начала девяностых годов использование локальных сетей компьютеров с выходом на региональные и глобальные сети (Internet, SWIFT и др.), централизованной обработки экономических данных. В настоящее время используется понятие "новая экономическая технология". Это понятие предполагает: использование сетей и ПК, диалоговую работы с компьютером, интеграционный подход, гибкость процессов изменения данных и постановок задач и т. д.
Виды. По способу реализации: традиционные и новые информационные технологии. По степени охвата задач управления: электронная обработка экономических данных; автоматизация функций управления; поддержка принятия решений; электронный офис; экспертная поддержка. По классу реализуемых технологических операций: работа с текстовым редактором, табличным процессором, СУБД, графическими объектами, мультимедийные системы, гипертекстовые системы. По типу пользовательского интерфейса: пакетные, диалоговые, сетевые. По способу построения сети: локальные, многоуровневые, распределенные. По обслуживаемым предметным областям: АИТ в бухгалтерском учете, в банковской деятельности, в налогообложении, в страховом деле, в казначействе и других сферах.
Функц.п/с состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономическим содержанием, достижением конкретной цели, кот.должна обеспечить ф-я упр-я.
Содержательный аспект рассмотрения элементов АИТ позволяет выделить подсистемы, обеспечивающие технологию функционирования. Технологическое обеспечение АИТ включает подсистемы, автоматизирующие информационное обслуживание пользователей, решение задач с применением ЭВМ и др. технические средства управления:
1. Информационное обеспечение, т.е. совокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, массивы информации, персонал, отвечающий за хранение, своевременность и качество технологии обработки информации
2. Лингвистическое обеспечение; позволяет осуществлять диалог человека с машиной, т.е. информационные языки для описания структурных единиц информационной базы АИТ (документов, показателей, реквизитов...), языки управления и манипулирования данными информационной базы АИТ, языковые средства информационно-поисковых систем, языковые средства автоматизации проектирования АИТ, диалоговые языки специального назначения и др. языки, система терминов и определений, используемых при разработке и функционировании АСУ.
3. Техническое обеспечение, т.е. комплекс технических средств (напр. средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтехника и др.)
4. Программное обеспечение, в т.ч. общесистемные и специальные программы, а также инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения и персонал, занимающийся его разработкой и сопровождением на весь период жизненного цикла АИТ.
5. Математическое обеспечение, т.е. совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектировочных работ
6. Организационное обеспечение, т.е. комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала АИТ в условиях функционирования АИС.
7. Правовое обеспечение, т.е. совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении АИС и АИТ
8. Эргономическое обеспечение, т.е. совокупность методов и средств, используемых на различных этапах разработки и функционирования АИТ; предназначено для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в АИТ, для ее быстрого освоения