Тема 3. Идея журналистского произведения

- Основные свойства журналистской идеи

- Идея опорная и идея рабочая

- Источники журналистских идей

ИДЕЯ – главная мысль произведения, в которой воплощается авторское открытие - достигнутое понимание предмета и цели повествования, представляющее собой для аудитории определенную ценность.

Это ответ на поставленный вопрос, не обязательно полное и детальное решение проблемы, но указание пути к ее решению. Подсказка профессиональная, из авторитетного источника не всегда ценнее журналистской идеи!

СВОЙСТВА: - действительность, т. е. отражение реальности плюс воздействие на окружающий мир;

- общезначимость, универсальность плюс влияние на социальные процессы за пределами рассмотренной ситуации;

- идеолого - этическая направленность.

В тексте отражаются две уровня реальности - объективная действительность и субъективная точка зрения, внутренний мир журналиста.

По В.Пронину, идея журналистского произведения в момент ее восприятия срабатывает как особый тип управляющей связи.

Она вызывает 3 типа реакции на публикацию:

- реакции вовлечения – внешние или внутренние действия получателя информации, вкоторых обнаруживается его отношение к ситуациям, к идеям;

- реакции исполнения – действия по непосредственному исполнению рекомендаций или вариантов поведения, т. е. агитационный эффект;

- реакции социальной гарантии - действия, в которых проявляется ответственность определенных сил за необходимые последствия публикации.

Различаем опорную идею (система ценностей, идеология, на основе которой журналист выносит свои суждения), и рабочую идею (та самая подсказка для принятия конкретного решения).

Время острой борьбы опорных идей - дестабилизация массового сознания; по Фихтелиусу, норма - это отказ от опорных идей, отказ судить о том, что хорошо, что плохо. Но это - вне российской традиции.
Мощное воздействие рабочих идей Овечкина, Аграновского… Подсказка власти от имени народного желания, общественного мнения. Неприятие властью журналистских идей – «собака лает, ветер носит»?

По Г. Лазутиной, рабочая идея сейчас сохраняет свой подсказывающий, побуждающий характер, но становится вариативной.

Некоторые устойчивые варианты:

- прими к сведению и действуй по усмотрению (делай выводы),

- действуй так, если позволяют условия,

- не допускай повторения подобного,

- есть такие-то варианты решения проблемы - исходя из своих условий, определи предпочтительный и действуй,

- решение проблемы неизвестно, подключайся к поискам.

Плюрализм идей, демократический подход - для самоуправления? Да, во всей журналистике. А в отдельной газете?

«Взять тему как идею» - это значит выдвинуть рабочую гипотезу, предварительный вариант ответа на поставленный вопрос. Откуда берутся «изначальные» идеи? Практика, умные книги, общение с мыслящими людьми; оформление тех идей, которые уже «носятся в воздухе», формируются в массовом сознании.

Для создания текста: идея - это еще и форма… по Гегелю.