Тема 3. Идея журналистского произведения
- Основные свойства журналистской идеи
- Идея опорная и идея рабочая
- Источники журналистских идей
ИДЕЯ – главная мысль произведения, в которой воплощается авторское открытие - достигнутое понимание предмета и цели повествования, представляющее собой для аудитории определенную ценность.
Это ответ на поставленный вопрос, не обязательно полное и детальное решение проблемы, но указание пути к ее решению. Подсказка профессиональная, из авторитетного источника не всегда ценнее журналистской идеи!
СВОЙСТВА: - действительность, т. е. отражение реальности плюс воздействие на окружающий мир;
- общезначимость, универсальность плюс влияние на социальные процессы за пределами рассмотренной ситуации;
- идеолого - этическая направленность.
В тексте отражаются две уровня реальности - объективная действительность и субъективная точка зрения, внутренний мир журналиста.
По В.Пронину, идея журналистского произведения в момент ее восприятия срабатывает как особый тип управляющей связи.
Она вызывает 3 типа реакции на публикацию:
- реакции вовлечения – внешние или внутренние действия получателя информации, вкоторых обнаруживается его отношение к ситуациям, к идеям;
- реакции исполнения – действия по непосредственному исполнению рекомендаций или вариантов поведения, т. е. агитационный эффект;
- реакции социальной гарантии - действия, в которых проявляется ответственность определенных сил за необходимые последствия публикации.
Различаем опорную идею (система ценностей, идеология, на основе которой журналист выносит свои суждения), и рабочую идею (та самая подсказка для принятия конкретного решения).
Время острой борьбы опорных идей - дестабилизация массового сознания; по Фихтелиусу, норма - это отказ от опорных идей, отказ судить о том, что хорошо, что плохо. Но это - вне российской традиции.
Мощное воздействие рабочих идей Овечкина, Аграновского… Подсказка власти от имени народного желания, общественного мнения. Неприятие властью журналистских идей – «собака лает, ветер носит»?
По Г. Лазутиной, рабочая идея сейчас сохраняет свой подсказывающий, побуждающий характер, но становится вариативной.
Некоторые устойчивые варианты:
- прими к сведению и действуй по усмотрению (делай выводы),
- действуй так, если позволяют условия,
- не допускай повторения подобного,
- есть такие-то варианты решения проблемы - исходя из своих условий, определи предпочтительный и действуй,
- решение проблемы неизвестно, подключайся к поискам.
Плюрализм идей, демократический подход - для самоуправления? Да, во всей журналистике. А в отдельной газете?
«Взять тему как идею» - это значит выдвинуть рабочую гипотезу, предварительный вариант ответа на поставленный вопрос. Откуда берутся «изначальные» идеи? Практика, умные книги, общение с мыслящими людьми; оформление тех идей, которые уже «носятся в воздухе», формируются в массовом сознании.
Для создания текста: идея - это еще и форма… по Гегелю.