Тема 2. Проблема в журналистском произведении

- с какими проблемами работает журналист;

- источники острых вопросов;

- варианты журналистского «выхода на проблему».

 

Итак, мы знаем, что для выбора темы полезно рассматривать объект в свете более масштабной общественной проблемы.

Греческое слово problema означает - задача, это определенная ступень развертывания борьбы противоположностей.

Журналистика работает и с не решенными пока проблемами, и с такими, ре­шение которых уже найдено наукой или предложено политиками. Но журналистика как бы примеряет готовое решение к практике, помогает найти решения, пред­лагает свои (об этом - в связи с идеей произведения, это следующая тема).

В.М.Горохов выделяет психологический аспект - для журналиста осозна­ние проблемной ситуации может служить пусковым механизмом творческого про­цесса (вопросы к себе: где найти информацию? как написать?). Важно сформулировать ГЛАВНЫЙ вопрос, на который будет отвечать ваше произведение. Это называется «выйти на проблему» из круга множества возможных вопросов. А как отличать вопросы, важные для читателя?

Журналистика извлекает свои вопросы из читательских писем, в процессе профессионального общения, из классического искусства (сегодняшнее зву­чание вечных вопросов). Уровень, качество задаваемых вопросов всегда основывается на базе уже имеющихся знаний («универсальный отвечатель»...).

Выход на проблему через конфликт: конкретных острых ситуаций в жизни множество; какие из них следует выбирать как продуктивные? В одной и той же ситуации могут проявляться противоречия внешние и внутренние. Нас должны интересовать те противоположности, в борьбе которых можно увидеть движение общественных процессов. Например: внешне - семейная ссора, внутреннее противоречие - между обычным правом на жилище и законом; отсюда вопрос - что сейчас преобладает в сознании людей? Такое понимание проблем помогает людям лучше ориентироваться в действительности.

Из практического журналистского опыта (по Аграновскому): выход на проблему через «мешающую деталь» - ту часть фактического материала, использование которой грозит разрушением замысла, противоречит склады­вающейся концепции. Нередко в этой детали проявляется как раз внутреннее, скрытое противоречие. Работа с ним требует смелости и мастерства.

Мастерский уровень- рассмотрение внутренних конфликтов, в которых как бы одна сторона, одновременно правая и неправая : здесь противоречие заостряется до парадокса, на котором базируются такие сложные жанры, как, например, фельетон...

Конфликт может иметь сюжетообразующее значение, сделать произве­дение острым, интересным для читателя.

________________________________________