Начало создания концепции журналистского произведения. Выбор темы.

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

- факты науки и факты обыденного сознания;

- тема как объект и как предмет журналистской разработки.

- с какими ситуациями работает журналист;

- чем определяется актуальность темы.

Концепция – смысловое ядро журналистского произведения, включающее его тему, проблему, идею. Начинаем с выбора темы.

 

 

Факт – явление действительное, реальное событие: факты обыденного сознания, факты научные.

 

Жизненный материал, подлежащий тема как предмет: выбирается

освещению из многих сторон объекта в

зависимости от

тема как объект - интересов читателей;

- типа СМИ;

- позиции автора

 

Но и эта выбранная часть объекта рассматривается многосторонне – как СИТУАЦИЯ, т.е. совокупность взаимосвязанных между собой фактов.

Ситуации различаются :

по масштабу - локальные

и глобальные,

по времени - ситуации текущей действительности, актуальными
- ситуации вчерашнего дня, могут быть

- ситуации далекого прошлого все!

по степени развития ведущего противоречия:

- ситуации позитивные (противоречия не вызрели)

- ситуации проблемные (противоречия обозначены)

- ситуации конфликтные (противоречия антагонистические)

- ситуации на переломе

Что значит развитие ведущего противоречия? Жизнь движется вперед путем борьбы противоположностей, преодоления противоречий. Кто умеет оценить степень противоречивости ситуации, тот имеет возможность «взять тему через проблему». Что это дает? По Г.В.Лазутиной, журналист выбирает для отражения более широкой ситуации только одно: назревшую в ней проблему. Рассматривая через нее локальный жизненный материал, он касается общих для многих трудностей, ставит общую творческую задачу, то сеть делает тему ОБЩЕЗНАЧИМОЙ.

Чем зорче увидел журналист связь конкретной ситуации с на­зревшей жизненной проблемой, чем глубже понял ее и получил по ней более ценное новое знание, осваивая конкретный мате­риал, тем АКТУАЛЬНЕЕ будет его публикация и тем больший резонанс она вызовет.

ИТАК, ПОЛНЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС, О ЧЕМ МАТЕРИАЛ, ДОЛЖЕН ВКЛЮЧИТЬ В СЕБЯ НЕ ТОЛЬКО СИТУАЦИЮ, НО И ПРОБЛЕМУ, В СВЕТЕ КОТОРОЙ ОНА РАССМАТРИВАЕТСЯ.

_________________________________________________