Тема 4. Построение журналистского произведения

- Понятие об ЭВС – электронных выразительных средствах журналистики

- Фактологический, образный, нормативный ряды ЭВС

- Сюжет и композиция журналистского произведения

 

Журналистская информация объективизируется, приобретая характер информационного уровня посредством языка журналистики, который обозначается понятием ЭВС – элементарные выразительные средства журналистики. ЭВС – «строительный материал» текста.

Сюда входят:

Фактологический ряд – факт как элемент действительности, факт как элемент сознания (средство познания), факт как элемент текста.

Образный ряд – из элементов истории, образов культуры и науки, фольклора (причем образ может сложиться из понятийной лексики, из документального жизненного историзма). Связан с эмоциональной оценкой фактов.

Нормативный ряд – это смысловые единицы, в которых тоже закреплен социальный опыт, но прежде всего это суждения, в которых закреплены те или иные установления общества. Например, нормативы правовые, производственные, моральные.

Эти ряды соответствуют выводам Прохорова о том, что информация бывает оценочной, нормативной, но еще и приписательной. Эта последняя – уже синтез ЭВС, то есть идея материал, способ ее выражения.

По Г.Лазутиной, средство организации журналистского текста – это есть момент ЭВС. Г.Лазутина выделяет причины такого из которых наиболее существенные ситуации.

Необходимое и достаточное количество подтем в журналистском тексте должны соответствовать количеству стоящих перед автором задач по организации контакта текста с адресатом и быть принципиально сводимо к четырем. Эти основные задачи:

- ввод в ситуацию (заканчивается выделением темы);

- обозначение проблемы;

- предъявление оценок, идей и аргументов;

- практическая постановка вопроса (проверка идеи практикой).

Композиция есть средство организации текста, выступающее как система правил его построения с точки зрения сочетания подтем.

Наиболее часто встречающиеся варианты сюжета журналистского произведения:

- сюжет событийный, который строится «по ходу получения информации,

- логосюжет (в аналитических жанрах).

Г.Лазутина говорит о внешних и внутренних связях между ЭВС, у других авторов есть упоминание о внешней и внутренней форме произведения. Внешняя форма – это все выразительные средства, а внутренняя – это логическая структура, ее легче представить через концепцию. Но интереснее всего – по Шкловскому, где содержание представляется не как «содержимое», заливаемое в форму-сосуд, а как со – держание, система внутренних связей, «сдерживающих» различные элементы текста, сцепляющих их.