Виды профессиональной деятельности

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.

По мере развития общества постоянно расширялся круг людей, чья профессиональная деятельность была связана с обработкой и накоплением информации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количест­во книг, рукописей и других письменных документов. Поя­вилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов — библиотек, архивов. Информацию, со­держащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизиро­вать. Так возникли библиотечные классификаторы, пред­метные и алфавитные каталоги и другие средства система­тизации книг и документов, появились профессии библио­текаря, архивариуса.

В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации. Но важнейшее в ин­формационных процессах — обработка, целенаправленное преобразование информации — осуществлялось до недавне­го времени исключительно человеком.

Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема инфор­мации, которой приходится оперировать человеку в процес­се его профессиональной деятельности.

Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Если в начале про­шлого века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы — каждые пять лет.

Назрел информаци­онный кризис, т. е. ситуация, когда информационный поток так увеличился, что стал недоступен обработке в приемле­мое время.

Выходом из создавшейся ситуации явилось создание телекоммуникационной инфраструктуры (баз данных и сетей разных типов).

В настоящее время компьютеры используются для обра­ботки не только чисел, но и других видов информации. Бла­годаря этому компьютеры прочно вошли в жизнь современ­ного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.

Можно выделить несколько основных направлений, где информационная деятельность связана с компьютерами.

1. Научные исследования.

2. Создание новых изделий. Некоторые этапы создания новых изделий могут быть автоматизированы, а следова­тельно, не удивительно, что компьютеру и здесь нашлось место. Системы автоматизированного проектирования (САПР) используются во всех проектных и конструкторских организациях.

3. Управление. Теория автоматического управления к моменту создания компьютеров была хорошо развитой точ­ной инженерной наукой, поэтому оказалось возможным ис­пользовать компьютеры для целей управления. Системы ав­томатического управления (АСУ) могут управлять процесса­ми, для которых разработаны математические модели и методы их решения.

4. Информационные системы (ИС), базы данных (БД). Основу ИС составляет банк данных, в котором хранится большая по объему информация о какой-либо области чело­веческих знаний. Это может быть информация об инфраст­руктуре города (транспорт, карта, телефоны, организации и т. д.).

5. Обучение. Широкое распространение получили компьютеры в области образования.

6. Компьютеры в издательском деле.

7. Автоматизированное рабочее место (АРМ).

Информационная деятельность человека связана с созданием знаний, которые образуют информационные ресурсы общества. К информационным ресурсам можно отнести научно-технические знания, произведения литературы и искусства, общественную и государственную информацию.

Традиционно информационная деятельность связывается со средствами массовой информации. Журналисты имеют дело с оперативной информацией, которая иногда актуальна только в течение нескольких дней, поэтому они используют в своей работе самые современные средства передачи информации. Информацию любого вида (текст, звук, видео) можно передать по электронной почте, опубликовать на сайте, популярны видеоконференции в реальном времени.

Работники почтовой службы, кроме традиционных методов доставки корреспонденции, активно используют электронную почту. Бурно развивается сотовая связь и IР-телефония.

Наука призвана производить новые знания. Одним из ее современных инструментов является компьютерное математическое моделирование, позволяющее изучать природные, экономические и социальные явления в развитии.

Инженеры закрепляют технические изобретения в патентах. В развитых странах существуют системы научно-технической информации со специализированными изданиями и патентными службами, которые готовят обзоры, рефераты.

Таблица 1 – Виды профессиональной информационной деятельности человека

Область деятельности Профессия Технические средства Информационные ресурсы
Средства массовой информации Журналисты Телевидение Радио Телекоммуникации Компьютеры Компьютерные сети Интернет Электронная почта Библиотеки Архивы

 

 

Почта, телеграф, телефония Служащие, инженеры Традиционный транспорт, телеграф, телефонные сети, компьютерные сети БД
Наука Ученые Телекоммуникации Компьютеры Компьютерные сети Библиотеки, архивы, БД, БЗ, экспертные системы, Интернет
Техника Инженеры Телекоммуникации Компьютеры Компьютерные сети Библиотеки, патенты, БД, БЗ, экспертные системы, Интернет
Управление Менеджеры Информационные системы Телекоммуникации Компьютеры Компьютерные сети БД, БЗ, экспертные системы
Образование Преподаватели Информационные системы Телекоммуникации Компьютеры Компьютерные сети Библиотеки, Интернет
Искусство Писатели, Художники, Музыканты, дизайнеры Компьютеры и устройства ввода/вывода и отображения информации Аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа Телекоммуникации Компьютерные сети Библиотеки Музеи Интернет

 

Автоматизированная обработка информации в экономических информационных системах с применением средств связи и оргтехники снабжает менеджеров качественной, точной, объективной информацией.

Преподаватели передают знания от поколения к поколению, следовательно, участвуют в древнейшем информационном процессе. ИТ вносят и в эту консервативную сферу свои нововведения. Технологии мультимедиа создают виртуальные миры, делают процесс обучения более наглядным, сложные абстрактные выкладки становятся понятнее. Компьютерные технологии позволяют индивидуализировать обучение и контроль знаний. Развивается дистанционное образование, позволяющее обучать независимо от удаленности от образовательного учреждения.

Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем особенно актуальны для современного мира. Эти задачи привели к возникновению новой специальности — специалист по защите информации. Специалисты изучают защиту информации в автоматизированных системах, в персональных компьютерах, в компьютерных сетях с помощью программных и аппаратных средств. Для обеспечения информационной безопасности применяются технические, программные, организационные и правовые методы. К техническим мерам относят защиту от несанкционированного доступа к системе, резервирование компонентов системы, перераспределение ресурсов в случае аварии, резервные системы электропитания, установку сигнализации и др. К правовым мерам относят разработку норм ответственности за компьютерные преступления, защиту авторских прав программистов. В основе программной защиты находятся криптографические методы защиты информации. Специалисты по защите информации востребованы в государственных организациях, работающих со статистической, налоговой, таможенной информацией, в финансово-кредитных учреждениях, в системах электронной торговли и электронных платежей.

Вычислительная техника и телекоммуникации составляют аппаратную основу любой информационной технологии. Их разработкой и созданием занимаются инженеры. Они владеют принципами построения вычислительных и телекоммуникационных систем, электротехникой и микроэлектроникой, базисом является инженерное образование.