Основные пути снижения вредных выбросов ОГ судовых дизелей на этапе конструирования
Макрочастицы (дымность) ОГ дизелей и нормирование
Макрочастицы. В соответствии со стандартом ISO 8178 под макрочастицами понимается любой материал, собранный на специальном фильтре при температуре менее 52°С (Hot Filter Method).
Имеется прямая взаимосвязь между содержанием частиц в воздухе и количеством больных людей. В Англии рекомендовано, чтобы концентрация частиц PM10 (диаметр 10-30 мкм) была лимитирована величиной 50 мг/м3. В некоторых случаях пиковая концентрация частиц может достигать 200 мг/м3. Макрочастицы образованы органическими и неорганическими материалами (SO2), сажей (Soot), минералами и тяжелыми металлами.
Дымностьопределяется, как видимые фракции потока выпускных газов. Черный дым, в основном, состоит из частиц углерода (сажи), голубой - результат неполного сгорания топлива и масла, белый - ассоциируется с водой, имеющейся в топливе. В Англии правилами 1958 г. установлены лимиты выделения черного дыма, например, не более 3 мин в любой период работы, продолжительностью 30 мин.
Очевидно, что при отсутствии серы в топливе основная доля твердых выбросов (до 80%) будет определяться углеводородными фракциями несгоревшего топлива и сажистыми частицами.
Нормирование дымности для стендовых испытаний. В соответствии с государственным стандартом основным нормируемым показателем дымности является натуральный показатель ослабления светового потока К, м-1. Величину К для любого потока газа можно получить, замерив длину столба L потока газов, проходя который световой поток ослабляется в е раз.
Вспомогательным показателем служит натуральный показатель ослабления светового потока N, который характеризует ослабление светового потока при прохождении отработавшими газами трубы дымомера. Нормы дымности определяют в зависимости от расхода ОГ, приведенного к нормальным условиям (температура 273 К и давление 101.3 кПа). В настоящее время дымность для дизелей в РФ нормируются в соответствии с ГОСТ Р51-250.
Известно, что все технологии сокращения выхода NOx связаны с удорожанием стоимости дизелей в изготовлении и некоторым ростом расходов на обслуживание в эксплуатации.
В случае, если необходимо существенное снижение оксидов азота, то наиболее эффективным способом является, например, применение трехкомпонентного каталитического нейтрализатора. Применение нейтрализатора оправдано в тех районах, где существуют высокие требования, что не потребует переоборудования серийных дизелей.
Фирма Вяртсиля предполагает в перспективе широкое внедрение каталитических нейтрализаторов для снижения токсичности ОГ, что видно из данных табл.11.2.
Таблица 11.2.
Направления и перспективные методы снижения токсичности
предложенные фирмой Вяртсиля
Метод | Потенциальная возможность снижения | Применимость | Род топлива |
Настройка цикла двигателя | 50% | новые двигатели | все |
Прямой впрыск воды | 60% | Модификация старых и новых двигателей | все жидкие |
Рециркуляция | 60% | Силовые установки | сжатый газ, сжиженный газ |
Каталитические нейтрализаторы | 90 - 95% | Новые суда | все |
Ряд способов, например, прямой впрыск воды, могут быть реализованы на этапе проектирования и изготовления двигателя и его систем. Для уже существующего парка двигателей эти способы неприемлемы или требуют существенных затрат на модернизацию двигателя, замену его агрегатов и систем.
Таким образом, основные направления по снижению вредных выбросов ОГ дизелей можно подразделить на две группы:
1) - совершенствование конструкции и систем двигателя;
2) - способы не требующие модернизации двигателя: применение каталитических нейтрализаторов и других средств очистки ОГ, улучшение состава топлива, применение альтернативных топлив;