Метод экспертных оценок
1. Понятие метода экспертных оценок
2. Области применения методов экспертной оценки
3. Этапы организации экспертизы
4. Требования, предъявляемые к экспертам
1. Метод экспертных оценок — метод анализа и обобщения суждений и предположений с помощью экспертов. Данный метод используют, когда рациональные математические методы малоэффективны при решении проблем. Производится интуитивно-логический анализ проблемы с последующей количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов.
Решаемые проблемы могут быть условно разделены:
• на проблемы, обеспеченные информацией;
• проблемы, по которым наблюдается недостаток информации. Данные методы особенно эффективны в условиях:
• большой неопределенности среды, в которой функционирует исследуемый объект;
• дефицита времени и в экстремальных ситуациях;
• отсутствия надежной теоретической основы.
2. Методы экспертной оценки применяют при решении следующих задач:
• составления перечня возможных событий в различных областях за определенный промежуток времени;
• определения наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий;
• определения целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;
• определения альтернативных вариантов решения задач с оценкой их предпочтительности;
• альтернативного распределения ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности;
• альтернативных вариантов принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.
3. Процесс организации экспертизы может быть разделен на следующие этапы:
• составление руководящего документа. В нем указываются основные положения проведения экспертизы:
• цели;
• задачи по ее выполнению;
. состав и обязанности рабочей группы и группы экспертов;
• ресурсы, необходимые для обеспечения работ, и сроки выполнения работ;
• подбор рабочей и экспертной групп. Две группы принимают участие в проведении экспертизы:
• рабочая группа, которая состоит из организатора, специалиста -системотехника и технического работника;
. экспертная группа, т. е. группа, мнения экспертов которой станут основой принятия будущих решений;
• разработка методики проведения опроса (при необходимости). На данном этапе определяются: место и время проведения опроса; задачи; форма проведения; порядок фиксации и сбора результатов; состав необходимых документов. В зависимости от имеющегося времени на проведение экспертизы, сложности рассматриваемой проблемы, участвующих специалистов можно выделить следующие формы проведения опроса:
. индивидуальный — максимально используются способности и знания каждого специалиста;
. групповой (коллективный)— позволяет экспертам обмениваться мнениями и на их основе скорректировать свою оценку. Но при данном методе опроса может проявиться сильное влияние авторитетов на специалистов;
. личный (очный) — опрос осуществляется при непосредственном контакте, например интервьюера и эксперта;
. заочный — одним из распространенных примеров данного метода опроса является пересылка анкет. Здесь нет прямого взаимодействия между интервьюером и экспертом;
. устный — например, интервью;
• письменный — например, заполнение анкеты;
• открытый — процесс опроса и его результаты могут быть изучены другими экспертами;
• скрытый — высказанные идеи и решения экспертов являются тайными;
• разработка методики обработки данных опроса. Обработка данных опроса экспертов может быть осуществлена 2 способами:
• проверкой согласованности мнений экспертов (или классификацией экспертов, если нет согласованности);
.усреднением мнений экспертов внутри согласованной группы;
• оформление результатов работы. Осуществляется анализ результатов, полученных в результате проведения экспертизы, на основе которого составляется отчет. После обсуждения и утверждения полученных результатов итоги проделанной работы предоставляются заказчикам экспертизы.
4. При формировании экспертной и рабочих групп необходимо предъявлять следующие требования к экспертам:
• выдвигаемые экспертами оценки должны быть стабильными во времени;
• при введении дополнительной информации экспертная оценка должна улучшаться, но она не должна принципиально изменяться от первоначально сформулированной оценки;
• эксперт должен быть признанным специалистом в изучаемой области знания;
• у эксперта должен быть опыт участия в подобных экспертизах;
• мнения экспертов должны быть устойчивыми. Устойчивость определяется характером ошибок, которые могут допустить эксперты во время проведения экспертизы. В связи с этим выделяют 2 вида ошибок:
• систематические, которые характеризуются устойчивым положительным или отрицательным отклонением от истинного значения;
. случайные, когда выдаваемые значения экспертов характеризуются большой дисперсией.
Синектика как метод исследования систем управления
1. Понятие «синектика»
2. Особенности метода синектики
3. Этапы проведения метода синектики
4. операторы синектики
1. Синектика (в переводе с греч.) - это сочетание разнородных, а иногда даже несовместных элементов. Метод "синектика" как метод поиска новых решений предложил У. Гордон в США в 1961 г. в своей книге "Синектика: развитие творческого воображения" с целью увеличения вероятности успеха в процессе постановки и решения задач.
Основная идея данного метода состоит в том, что во время творческой активности при создании особых условий человек выдвигает неожиданные аналогии и ассоциации относительно исследуемой проблемы. Под творческий активностью понимается умственная деятельность в процессе решения проблем, результатом которой является художественное или техническое открытие. Другими словами, человек приходит к решению путем включения бессознательных механизмов в процесс сознательного исследования проблем. Идея метода "синектики" как метода исследования систем управления заключается в создании специальной, постоянной "группы синекторов" (5-7 человек) для выявления, постановки и решения проблем, возникающих при функционировании систем управления.
2. Метод синектики имеет следующие особенности:
• подход к принятию решения состоит в том, что выдвинутая идея — законченная, целостная мысль, автором которой является индивид, который ее высказал. Целостная идея может быть принята окружающими или отвергнута, но никто другой не имеет права на ее авторство. Но другие члены группы могут прийти к иной мысли на основе данной идеи, высказывание которой может привести к проявлению в памяти метафор, образцов, смутных ощущений, действующих на чувства и интуицию человека;
• творческая активность синекторов обеспечивается тем, что группа влияет на творческую активность каждого синектора таким образом, что в процессе выдвижения новых идей индивиды пытаются превзойти самих себя, использовать нестандартные подходы принятия решений и взять на себя наибольшую часть трудностей;
• отбор членов группы осуществляется при учете эмоционального типа индивида, который определяется следующими характеристиками:
• пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около;
• ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого поражения или же настойчиво стремится добиться успеха;
• когда он не прав, связывает ли он это со своими действиями или оправдывается, ищет причины вовне;
. может ли он использовать эффективно свою интеллектуальную энергию в трудных ситуациях или опускает руки в самый критический момент;
• наличие "адвоката дьявола": в связи с тем, что "группа синек-торов" складывается из профессионалов различных областей знаний с целью исследования проблемы с различных точек зрения, она не может знать все. Поэтому в зависимости от характера исследуемой проблемы в ее состав входит "адвокат дьявола"—эксперт в области исследуемой проблемы. К его функциям относится:
• перевод специфической терминологии своей области знаний в общедоступную;
. перевод выдвинутых идей в терминологию своей специальности;
. раскрытие и отклонение слабых сторон предложенных подходов;
• раскрытие особенностей его области знаний перед группой;
• реализация выдвинутых идей: идеи, выдвинутые синекторами в процессе исследования проблемы, должны быть практически реализованы. Синекторы также участвуют в процессе реализации выдвинутых ими идей.
3. Метод синектики состоит из следующих этапов:
• постановка задачи;
• перевод задачи, "как она поставлена", в задачу, "как она понимается";
• выявление вопроса, вызывающего аналогии;
• работа по поиску аналогий;
• использование аналогий, среди которых:
• прямая аналогия;
. символическая аналогия;
.личностная аналогия;
. фантастическая аналогия;
• поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи.
4. Операторы синектики — конкретные психологические факторы, которые способствуют творческому процессу, они предназначены для активизации вовлеченности, эмпатии, игры и т. д.
Синектика состоит из двух основных процессов:
• превращение неизвестного в известное: решение каждой проблемы начинается с ее понимания, т. е. происходит сведение новой проблемы к уже известной с целью уменьшения ее угрозы для человека (каждая новая вещь угрожает человеку в силу его консерватизма). Первоначально объяснение новой проблемы дается в рамках привычной модели;
• превращение известного в неизвестное: известное переосмысливается, искажается в зависимости от новой проблемы. В повседневной нашей жизни одни и те же предметы неодинаково представляются разным людям. Превращение известного в неизвестное осуществляется при помощи 4 механизмов:
• личной аналогии — личная идентификация исследователя с элементами проблемы, для которой необходимо исследователю обладать творческим воображением и искусством исследовательской деятельности. Такая аналогия помогает увидеть неизвестные ранее аспекты проблемы;
• прямой аналогии — перенос параметров сравнения с одного объекта на другой из параллельно существующих областей знаний, технологий. Прямая аналогия требует от исследователя наличия образования, многостороннего знания, разно-профильной подготовки;
• символической аналогии - основана на описании проблемы при помощи использования объективных и неличных образов, т. е. суть проблемы или ее решение описывается краткой метафорой, которая, с одной стороны, является характеристикой проблемы, а с другой — противоречием. Например, выставка - организованная случайность; прохладительный напиток — прозрачный призрак; книга — немой собеседник;
• фантастической аналогии — использует свободу при использовании символов. При помощи использования фантастической аналогии исследователь может увидеть неожиданное решение проблемы, которое не может быть найдено в реальном мире в силу существования противоречащих объективных законов.
Метод "Дельфи"
1. Определение понятия метода «Дельфи»
2. Этапы проведения метода «Дельфи»
3. Достоинства метода «Дельфи»
1. Метод "Дельфи" — один из методов экспертных оценок, при помощи которого осуществляется быстрый поиск решений, среди которых выбирается наилучшее. Другое его название — "дельфийский оракул", которое он получил в Древней Греции. Данный метод был разработан О. Хельмером и его коллегами, первоначально он был создан с целью научно-технического прогнозирования будущего. В основе его лежит принцип повышения уровня достоверности информации, получаемой от группы экспертов, т. е. коллективных экспертных оценок.