Метод экспертных оценок

1. Понятие метода экспертных оценок

2. Области применения методов экспертной оценки

3. Этапы организации экспертизы

4. Требования, предъявляемые к экспертам

1. Метод экспертных оценок — метод анализа и обобщения сужде­ний и предположений с помощью экспертов. Данный метод используют, когда рациональные математические методы ма­лоэффективны при решении проблем. Производится интуи­тивно-логический анализ проблемы с последующей количе­ственной оценкой суждений и формальной обработкой ре­зультатов.

Решаемые проблемы могут быть условно разделены:

• на проблемы, обеспеченные информацией;

• проблемы, по которым наблюдается недостаток информации. Данные методы особенно эффективны в условиях:

• большой неопределенности среды, в которой функционирует исследуемый объект;

• дефицита времени и в экстремальных ситуациях;

• отсутствия надежной теоретической основы.

2. Методы экспертной оценки применяют при решении следующих задач:

• составления перечня возможных событий в различных облас­тях за определенный промежуток времени;

• определения наиболее вероятных интервалов времени совер­шения совокупности событий;

• определения целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;

• определения альтернативных вариантов решения задач с оцен­кой их предпочтительности;

• альтернативного распределения ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности;

• альтернативных вариантов принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.

3. Процесс организации экспертизы может быть разделен на сле­дующие этапы:

• составление руководящего документа. В нем указываются ос­новные положения проведения экспертизы:

• цели;

• задачи по ее выполнению;

. состав и обязанности рабочей группы и группы экспертов;

• ресурсы, необходимые для обеспечения работ, и сроки вы­полнения работ;

• подбор рабочей и экспертной групп. Две группы принимают уча­стие в проведении экспертизы:

• рабочая группа, которая состоит из организатора, специали­ста -системотехника и технического работника;

. экспертная группа, т. е. группа, мнения экспертов которой станут основой принятия будущих решений;

• разработка методики проведения опроса (при необходимости). На данном этапе определяются: место и время проведения оп­роса; задачи; форма проведения; порядок фиксации и сбора результатов; состав необходимых документов. В зависимости от имеющегося времени на проведение экспертизы, сложности рассматриваемой проблемы, участвующих специалистов можно выделить следующие формы проведения опроса:

. индивидуальный — максимально используются способности и знания каждого специалиста;

. групповой (коллективный)— позволяет экспертам обмени­ваться мнениями и на их основе скорректировать свою оценку. Но при данном методе опроса может проявиться сильное влияние авторитетов на специалистов;

. личный (очный) — опрос осуществляется при непосредствен­ном контакте, например интервьюера и эксперта;

. заочный — одним из распространенных примеров данного метода опроса является пересылка анкет. Здесь нет прямого взаимодействия между интервьюером и экспертом;

. устный — например, интервью;

• письменный — например, заполнение анкеты;

• открытый — процесс опроса и его результаты могут быть изучены другими экспертами;

• скрытый — высказанные идеи и решения экспертов являют­ся тайными;

• разработка методики обработки данных опроса. Обработка данных опроса экспертов может быть осуществлена 2 способами:

• проверкой согласованности мнений экспертов (или класси­фикацией экспертов, если нет согласованности);

.усреднением мнений экспертов внутри согласованной группы;

• оформление результатов работы. Осуществляется анализ ре­зультатов, полученных в результате проведения экспертизы, на основе которого составляется отчет. После обсуждения и ут­верждения полученных результатов итоги проделанной работы предоставляются заказчикам экспертизы.

4. При формировании экспертной и рабочих групп необходимо предъ­являть следующие требования к экспертам:

• выдвигаемые экспертами оценки должны быть стабильными во времени;

• при введении дополнительной информации экспертная оценка дол­жна улучшаться, но она не должна принципиально изменяться от первоначально сформулированной оценки;

• эксперт должен быть признанным специалистом в изучаемой области знания;

• у эксперта должен быть опыт участия в подобных экспертизах;

• мнения экспертов должны быть устойчивыми. Устойчивость оп­ределяется характером ошибок, которые могут допустить эксперты во время проведения экспертизы. В связи с этим выделяют 2 вида ошибок:

• систематические, которые характеризуются устойчивым по­ложительным или отрицательным отклонением от истинного значения;

. случайные, когда выдаваемые значения экспертов характери­зуются большой дисперсией.

 

Синектика как метод исследования систем управления

1. Понятие «синектика»

2. Особенности метода синектики

3. Этапы проведения метода синектики

4. операторы синектики

 

1. Синектика (в переводе с греч.) - это сочетание разнородных, а иногда даже несовместных элементов. Метод "синектика" как метод поиска новых решений предложил У. Гордон в США в 1961 г. в своей книге "Синектика: развитие творческого вооб­ражения" с целью увеличения вероятности успеха в процессе постановки и решения задач.

Основная идея данного метода состоит в том, что во время творческой активности при создании особых условий человек вы­двигает неожиданные аналогии и ассоциации относительно ис­следуемой проблемы. Под творческий активностью понимается умственная деятельность в процессе решения проблем, резуль­татом которой является художественное или техническое от­крытие. Другими словами, человек приходит к решению путем включения бессознательных механизмов в процесс сознательного исследования проблем. Идея метода "синектики" как метода исследования систем управления заключается в создании спе­циальной, постоянной "группы синекторов" (5-7 человек) для выявления, постановки и решения проблем, возникающих при функционировании систем управления.

2. Метод синектики имеет следующие особенности:

• подход к принятию решения состоит в том, что выдвинутая идея — законченная, целостная мысль, автором которой явля­ется индивид, который ее высказал. Целостная идея может быть принята окружающими или отвергнута, но никто другой не имеет права на ее авторство. Но другие члены группы могут прийти к иной мысли на основе данной идеи, высказывание которой может привести к проявлению в памяти метафор, об­разцов, смутных ощущений, действующих на чувства и интуи­цию человека;

• творческая активность синекторов обеспечивается тем, что группа влияет на творческую активность каждого синектора таким образом, что в процессе выдвижения новых идей инди­виды пытаются превзойти самих себя, использовать нестан­дартные подходы принятия решений и взять на себя наиболь­шую часть трудностей;

• отбор членов группы осуществляется при учете эмоционального типа индивида, который определяется следующими характери­стиками:

• пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около;

• ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого пора­жения или же настойчиво стремится добиться успеха;

• когда он не прав, связывает ли он это со своими действия­ми или оправдывается, ищет причины вовне;

. может ли он использовать эффективно свою интеллектуаль­ную энергию в трудных ситуациях или опускает руки в са­мый критический момент;

• наличие "адвоката дьявола": в связи с тем, что "группа синек-торов" складывается из профессионалов различных областей знаний с целью исследования проблемы с различных точек зрения, она не может знать все. Поэтому в зависимости от ха­рактера исследуемой проблемы в ее состав входит "адвокат дья­вола"—эксперт в области исследуемой проблемы. К его функциям относится:

• перевод специфической терминологии своей области знаний в общедоступную;

. перевод выдвинутых идей в терминологию своей специ­альности;

. раскрытие и отклонение слабых сторон предложенных по­дходов;

• раскрытие особенностей его области знаний перед группой;

• реализация выдвинутых идей: идеи, выдвинутые синекторами в процессе исследования проблемы, должны быть практически реализованы. Синекторы также участвуют в процессе реализа­ции выдвинутых ими идей.

3. Метод синектики состоит из следующих этапов:

• постановка задачи;

• перевод задачи, "как она поставлена", в задачу, "как она пони­мается";

• выявление вопроса, вызывающего аналогии;

• работа по поиску аналогий;

• использование аналогий, среди которых:

• прямая аналогия;

. символическая аналогия;

.личностная аналогия;

. фантастическая аналогия;

• поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи.

4. Операторы синектики — конкретные психологические факторы, которые способствуют творческому процессу, они предназначе­ны для активизации вовлеченности, эмпатии, игры и т. д.

Синектика состоит из двух основных процессов:

• превращение неизвестного в известное: решение каждой про­блемы начинается с ее понимания, т. е. происходит сведение новой проблемы к уже известной с целью уменьшения ее угро­зы для человека (каждая новая вещь угрожает человеку в силу его консерватизма). Первоначально объяснение новой пробле­мы дается в рамках привычной модели;

• превращение известного в неизвестное: известное переосмысли­вается, искажается в зависимости от новой проблемы. В по­вседневной нашей жизни одни и те же предметы неодинаково представляются разным людям. Превращение известного в неиз­вестное осуществляется при помощи 4 механизмов:

• личной аналогии — личная идентификация исследователя с элементами проблемы, для которой необходимо исследова­телю обладать творческим воображением и искусством ис­следовательской деятельности. Такая аналогия помогает увидеть неизвестные ранее аспекты проблемы;

• прямой аналогии — перенос параметров сравнения с одного объекта на другой из параллельно существующих областей знаний, технологий. Прямая аналогия требует от исследователя наличия образования, многостороннего знания, разно-профильной подготовки;

• символической аналогии - основана на описании проблемы при помощи использования объективных и неличных обра­зов, т. е. суть проблемы или ее решение описывается краткой метафорой, которая, с одной стороны, является характери­стикой проблемы, а с другой — противоречием. Например, выставка - организованная случайность; прохладительный напиток — прозрачный призрак; книга — немой собеседник;

• фантастической аналогии — использует свободу при исполь­зовании символов. При помощи использования фантастиче­ской аналогии исследователь может увидеть неожиданное решение проблемы, которое не может быть найдено в ре­альном мире в силу существования противоречащих объек­тивных законов.

 

Метод "Дельфи"

1. Определение понятия метода «Дельфи»

2. Этапы проведения метода «Дельфи»

3. Достоинства метода «Дельфи»

 

1. Метод "Дельфи" — один из методов экспертных оценок, при помощи которого осуществляется быстрый поиск решений, сре­ди которых выбирается наилучшее. Другое его название — "дельфийский оракул", которое он получил в Древней Греции. Данный метод был разработан О. Хельмером и его коллегами, первоначально он был создан с целью научно-технического прогнозирования будущего. В основе его лежит принцип по­вышения уровня достоверности информации, получаемой от группы экспертов, т. е. коллективных экспертных оценок.