Курс лекций
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Т.А.КИСЛОВА
Санкт-Петербург
Предмет дисциплины «Исследование систем управления»
1. Понятие дисциплины «Исследование систем управления»
2. Понятие исследования и основные его этапы
3. Необходимость проведения исследования систем управления
4. Различие между наукой и учебной дисциплиной
1. "Исследование систем управления" — дисциплина, предметом которой являются процессы управления, т. е. процессы, которые оказывают организационное воздействие на группу людей и на систему в целом.
2. Исследование — познание какого-либо объекта с целью получения новых знаний о данном объекте, законов его возникновения, функционирования, развития для последующего применения полученных знаний как в теории, так и в практике. Исследование можно разбить на следующие этапы:
• выявление необходимости исследования (наличие проблемы или задачи, которые необходимо разрешить для достижения поставленных целей);
• постановка цели исследования;
• определение объекта и предмета исследования. Объектом исследования является структура (подразделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда. Предметом исследования может быть задача или проблема, которые не могут быть решены без проведения исследования;
• определение методов, с помощью которых могут быть решены проблемы;
• определение ресурсов, которые необходимы для успешного проведения исследования (материальных, финансовых, трудовых, информационных и др.), и изучение ресурсов, которые имеются у организации на данный момент;
• определение результатов исследования, т. е. планирование итогов исследования.
3. Исследование систем управления необходимо проводить:
• при совершенствовании системы управления действующей организации;
• разработке системы управления вновь создающейся организации;
• совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;
• совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности;
• решении иных вопросов, связанных с функционированием систем и управлением ими.
4. Существует различие между вышеуказанной учебной дисциплиной и наукой..
Наука — глубокое теоретическое знание о процессах, явлениях, их взаимосвязи и развитии.
Учебная дисциплина — первичные знания, которые преподаются студентам для ознакомления с основами науки.