Курс лекций

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Т.А.КИСЛОВА

Санкт-Петербург

Предмет дисциплины «Исследование систем управления»

1. Понятие дисциплины «Исследование систем управления»

2. Понятие исследования и основные его этапы

3. Необходимость проведения исследования систем управления

4. Различие между наукой и учебной дисциплиной

 

1. "Исследование систем управления" — дисциплина, предметом которой являются процессы управления, т. е. процессы, которые оказывают организационное воздействие на группу людей и на систему в целом.

2. Исследование — познание какого-либо объекта с целью получе­ния новых знаний о данном объекте, законов его возникнове­ния, функционирования, развития для последующего приме­нения полученных знаний как в теории, так и в практике. Ис­следование можно разбить на следующие этапы:

• выявление необходимости исследования (наличие проблемы или задачи, которые необходимо разрешить для достижения по­ставленных целей);

• постановка цели исследования;

• определение объекта и предмета исследования. Объектом иссле­дования является структура (подразделение, предприятие, объ­единение предприятий, отрасль, национальное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда. Предметом исследования может быть задача или проблема, которые не могут быть решены без проведения исследования;

• определение методов, с помощью которых могут быть решены проблемы;

определение ресурсов, которые необходимы для успешного прове­дения исследования (материальных, финансовых, трудовых, ин­формационных и др.), и изучение ресурсов, которые имеются у организации на данный момент;

• определение результатов исследования, т. е. планирование ито­гов исследования.

3. Исследование систем управления необходимо проводить:

• при совершенствовании системы управления действующей ор­ганизации;

• разработке системы управления вновь создающейся организации;

• совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;

• совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности;

• решении иных вопросов, связанных с функционированием си­стем и управлением ими.

4. Существует различие между вышеуказанной учебной дисциплиной и наукой..

Наука — глубокое теоретическое знание о процессах, явлениях, их взаимосвязи и развитии.

Учебная дисциплина — первичные знания, которые преподают­ся студентам для ознакомления с основами науки.