Метод анализа документов
1. Сущность метода анализа документов
2. Традиционный анализ документов
3. Формализованный анализ документов
4. Классификация документов
5. Достоинства и недостатки метода анализа документов
1. Метод анализа документов — метод сбора данных в ходе проведения исследований систем управления, основанный на применении информации, зафиксированной в письменной или печатной форме, на магнитной пленке, в электронном виде, в иконографической форме и др.
Документ — зафиксированная на материальном носителе информация с определенными реквизитами.
Использование данного метода дает исследователю возможность определить структуру и элементы изучаемой системы управления, взаимосвязи, существующие между этими элементам, изучить законы функционирования данной системы, приобрести сведения, необходимые для изменения изучаемой системы, и т. д. Метод анализа документов бывает двух видов:
• традиционный;
• формализованный.
2. Традиционный анализ документов состоит из исследования содержания документов:
• его авторов;
• целей создания;
• форм и видов;
• надежности документов;
• достоверности используемой информации.
Данный метод используется при анализе:
• функциональных обязанностей в сочетании с анализом приказов о поощрении;
• справок по результатам проверки деятельности подразделений;
• писем, жалоб, приходящих в аппарат управления.
3. Формализованный анализ документов (контент - анализ) — метод сбора данных при помощи количественного описания имеющейся информации в документах. Анализу подвергаются различные источники информации:
• официальные документы организации (устав, указы, приказы и др.);
• логотипы;
• эмблемы;
• этикетки;
• видеозаписи;
• газетные и журнальные статьи;
• фотографии и др.
Основу данного метода составляет процесс кодирования информации с целью получения количественной информации о содержимом документа.
Контент - анализ разделен на следующие стадии:
• определение системы категорий анализа, т. е. смысловых единиц, которые находятся в тексте. При этом необходимо определить систему смысловых единиц таким образом, чтобы она:
• соответствовала решению исследовательских задач;
• отражала смысл основных понятий исследования;
• была надежной, ее составляющие были взаимоисключающими;
• выбор единицы анализа текста, в качестве которой могут выступать:
• слово;
• предложение;
. тема;
• идея;
• автор;
• персонажи;
• социальная ситуация;
• часть текста;
• установление единицы отсчета — количественный критерий единицы анализа, которая позволяет зафиксировать частоту появления единиц анализа в исследуемом документе. В качестве единиц отсчета могут выступать:
• количество определенных слов;
• число красных строк;
• общее число строк;
. количество строк;
. число букв в абзаце и т. д.
Результаты проведенного контент - анализа могут быть обработаны разными методами: методами статистической группировки, методами ранжирования. При помощи формулы А.Н. Алексеева можно получить уровень интенсивности представления в тексте определенной темы:
где:
• Y — удельный вес данной смысловой единицы;
• Кгл- число случаев, когда смысловая единица оказалась главной;
• Квт - число случаев, когда та же единица оказывается второстепенной; сумма анализируемых текстов (документов).
4. Документы различаются по следующим классификационным признакам:
• способу изготовления:
• письменные — к которым относятся печатные и рукописные документы;
. видео-, кино-, фотодокументы, картины и т. д.;
. звуковые — радиозаписи, магнитофонные записи, компакт-диски;
.машинные — которые обрабатывают данные средствами вычислительной техники;
• характеру генезиса:
• официальные - которые создаются юридическими и должностными лицами. Например, общеадминистративные документы (принимаются и оформляются руководством предприятия, касаются общих вопросов функционирования организации и ее производственной деятельности), служебные документы (отражают сведения об имевшим место факте в организации);
. неофициальные - которые создаются неофициальными лицами, например, неформальным лидером;
• характеру аудитории:
. внешние - создаются для предоставления их другим организациям или полученные от других предприятий;
. внутренние - создаются для использования внутри организации;
• характеру используемой информации:
• первичные документы, которые составляются на основе непосредственных результатов исследования конкретных ситуаций, деятельности отдельных лиц;
. вторичные документы составляются на основе первичных документов и имеют более обобщенный характер;
• тематике содержания:
• исторические;
. экономические;
. правовые;
. статистические и др.;
• сроку хранения:
• временного хранения;
. постоянного хранения;
• этапу формирования:
• оригинал;
• копия.
5. Данный метод имеет следующие достоинства:
• нет необходимости добывать информацию, так как данный метод использует уже имеющуюся информацию;
• высокая степень надежности получаемых данных, так как документы наиболее удобны для проверки;
• возможность исследования системы управления в историческом плане посредством анализа документов прошлого.
Недостатком данного метода анализа документов является то, что есть вероятность столкнуться с фальшивыми документами.
Процесс принятия управленческого решения и управления организацией
1. Понятие управленческого решения
2. Классификация управленческих решений
3. Понятия, используемые в процессе управления
4. Уровни разработки управленческих решений
1. Управленческое решение — это результат осуществления каких-либо действий в отношении проблемы. Так как управленческое решения — это определенный результат, то любая управленческая деятельность основывается на нахождении таких методов, средств и инструментов, которые бы способствовали достижению наилучшего результата в конкретных ситуациях.
2. Управленческие решения различаются по следующим классификационным признакам:
• характеру воздействия на объект управления:
• на политические;
• экономические;
• технические;
• количеству участников, принимающих решение:
• определяющие — решения, принимаемые одним участником;
• конкурентные — решения принимаются двумя и более участниками;
• адаптирующие — решения, которые принимает один или несколько участников с учетом факторов внешней среды;
• с точки зрения неопределенности:
• стандартные — решения, для принятия которых имеется закрепленный набор альтернатив;
• бинарные — решения, ответами которых являются стандартные "да" или "нет";
• альтернативные — решения, которые принимаются на основе имеющегося большого выбора альтернатив;
• инновационные — решения, для принятия которых нет приемлемых альтернатив;
• технологии разработки решений:
• организационные — решения, касающиеся руководителей в соответствии с их должностными инструкциями, которые им необходимо принять;
• запрограммированные — решения, которые однозначно предопределены ситуацией и которые уже имеют алгоритм решения;
• незапрограммированные — решения, которые принимаются в новых неопределенных ситуациях, алгоритм которых неизвестен;
• характеру целей и длительности действий:
• стратегические — решения, касающиеся главной цели и способов ее достижения. Из этого следует, что они рассчитаны на длительный отрезок времени и, как правило, связаны со значительными преобразованиями организации (обновление технологий, пересмотр главных целей и т. д.);
. тактические — решения, которые разрабатываются для реализации стратегических решений и представляют собой конкретные способы их достижения, процесс реализации не превышает одного года;
• оперативные — разрабатываются для реализации тактических решений, процесс реализации которых не превышает месяца;
• основаниям:
• интуитивные — решения, которые принимаются менеджерами на основе их интуиции ("шестое чувство") — бессознательного предположения о том, что данный выбор является правильным. Такие решения принимаются в крайних случаях, когда нет ни времени, ни информации для их принятия;
• основанные на суждениях — решения, которые принимаются на основе имеющихся знаний и накопленного опыта. Выбор вариантов альтернативных вариантов решения по проблеме осуществляется на основе сходных ситуаций, которые ранее имели место;
. рациональные — обосновываются научным анализом исследуемой проблемы и альтернативных вариантов рещения;
• степени охвата системы управления:
• общие — касаются системы управления в целом и принимаются в отношении ее жизненно важных сторон деятельности;
. частные — затрагивают некоторые стороны деятельности системы управления;
• локальные — принимаются в отношении отдельного элемента системы управления.
3. Проблема — вопрос, который необходимо решить лицу, принимающему решение (ЛПР), который возникает вследствие неудовлетворенности чем-либо. Состояние неудовлетворенности может возникнуть как во внешнем окружении, так и во внутренней структуре.
Цель - это желаемый результат, к которому ЛПР хочет прийти. Достижение цели приведет к разрешению проблемы. Для быстрого и эффективного достижения цели она разбивается на подцели, которые, в свою очередь, членятся на задачи для каждого подразделения. Для решения задач, назначенных для подразделений, разрабатывается операция — совокупность методов, приемов, необходимых для достижения поставленной цели.
Решение— план устранения проблемы.
Управленческое решение представляет собой процесс, включающий стадии:
• подготовки управленческого решения, состоящей:
• из выявления и формирования проблем, которые необходимо разрешить;
• сбора и обработки информации по данной проблеме;
• анализа ситуации, сложившейся вокруг данной проблемы;
• принятия решения, заключающегося:
• в разработке возможных решений;
• их оценке;
• определении направлений действий;
• определении критериев, по которым будет отобрано оптимальное решение;
• выборе на основе предыдущих процедур оптимального решения;
• реализации решений, в ходе которой:
• принятое решение доводится до исполнителей;
• производится контроль по ходу его исполнения;
• вносятся необходимые коррективы в зависимости от ситуации.
После реализации выбранного решения происходит оценка результата принятого и реализованного управленческого решения.
Результаты могут быть выражены в виде следующих выводов:
• проблема устранена полностью и ее разрешение не вызвало каких-то видимых отрицательных последствий;
• проблема устранена частично, но также не наблюдается отрицательных последствий;
• проблема устранена частично и при ее разрешении возникли некоторые новые затруднения;
• проблема не устранена, а реализация решения по ее устранению вызвала возникновение новых, значительных проблем.
4. Разработка управленческих решений осуществляется на 3 уровнях:
• концептуальном, на котором происходит:
• оценка деятельности всей организации на основе общей информации по существующей проблеме (источники ее появления, содержание, пути развития и т. д.);
. разработка направлений для ее устранения на основе научных и эвристических методов;
• определение задач деятельности подразделений для разрешения возникшей проблемы;
• операциональном, на котором осуществляется планирование операции по достижению установленных целей:
• строится модель операции;
• определяются факторы, влияющие на нее (на операцию влияют 2 вида факторов: субъективные (определяются характеристиками личности ЛПР: опыт, образование, целенаправленность, характер, упорство, устойчивость стрессам и т. д.) и объективные (не зависят от личности, характеристики ситуации, которая складывается вокруг ЛПР). Информация, используемая на данном уровне, более подробная и касается технологии проведения операции и лиц, осуществляющих исполнение данных операций. При планировании операций используются способы и технологии для разработки решений по достижению целей, поставленных на предыдущем этапе);
• составляются возможные варианты, среди которых выбирается наилучший для достижения цели;
• элементном, на котором разрабатываются детали реализации решения:
• подбираются исполнители поставленных задач:
.выбираются технологические приемы, которые обеспечат наиболее выгодное решение поставленной задачи;
.планируются иные детали.