Мизансценирование.

Тема 5

Сценарное моделирование как метод.

 

Сценарное проектирование как проектное инсценирование. Специфика "сценария" в области дизайна интерьера. Типология сценарного моделирования и выбор модели.

Очень важно вывести художественное воображение дизайнера за жёсткие рамки технического задания. Целесообразно для этого, планируя процесс проектирования, предусматривая решение задач, демонстрирующих предельные возможности дизайна, даже если они сомнительны с точки зрения практической реализуемости проектных идей. Важно расковать мышление, разыграть в воображении интересные ситуации, в которых пространство откроется самыми разными, порой неожиданными сторонами и качествами.

Умение вычленить в конкретной проектной ситуации область идеального проектирования, где реализуются любые возможности, создаёт благоприятные условия для формирования концепции проекта и выдвижение проектного идеала.

Область сценарного проектирования существует практически в любом проекте, но она редко планируется сознательно и потому далеко не всегда эффективно используется.

«Перевоплощение» - это актёрское вхождение в образ. Дизайнеру, чтобы глубже понять человеческий, социально – культурный смысл решения пространства, полезно представить себя посетителем, заказчиком, технологом и т.д. При этом, конечно, не следует забывать и о собственной задаче и наблюдать себя в роли другого как бы со стороны, извлекая из этого нужные сведения, представления, идеи. Тогда процесс формирования проектного замысла протекает в форме внутреннего диалога дизайнера с посетителем и другими «оппонентами».

Сценарное моделирование как проектное инсценирование, - необходимый элемент разработки любой дизайн – программы. Особенно важный в период формирования её проектной концепции. Прибегать к этому средству приходится всякий раз, когда получаемое задание носит общий и расплывчатый характер. Иногда заказчик просто констатирует свою неудовлетворённость сложившейся ситуацией и просит найти какой - то способ изменить её к лучшему. Причём сам он не может ни смоделировать структурных, функциональных требований к проектному объекту, ни хотя бы ясно обозначить проблему, допускающую предметную трактовку. Имеет смысл обращаться к сценарному моделированию и тогда, большая сложность и динамичность объекта, равно как и неопределённость условий, в которых он должен функционировать, не позволяют добиться успешных результатов при его разработке с помощью единичных и статических двух – и трёхмерных моделей, даже если проблема поставлена вполне определённо и объект задан прототипически.

Сценарий – это словесный и рисуночный текст, представляющий серию эпизодов, картин из жизни объекта. Отличие сценария от иных видов описания и представления, например аналитического или повествовательного, состоит в том, что он не рассказывает о ситуации, а воспроизводит её «в лицах». Здесь чрезвычайно важен момент действенности – именно он заключает в себе проектный, то есть собственно дизайнерский, потенциал и смысл сценарного моделирования.

Сценарий призван не только и не столько зеркально отражать, сколько предельно заострять картину складывающегося положения, обнаруживать в нем внутренние противоречия, столкновения интересов, конфликт и борьбу сторон. Иначе говоря, драматизировать ситуацию или, проблематизировать её, выставлять напоказ уже назревшие, но ещё не увиденные и не созданные противоречия.

Представленная таким образом ситуация сама по себе содержит возможность её изменения благодаря тем или иным действиям. Эти действия совершаются в специально выделенном пространстве – своего рода дизайн – театре, на сцене которого по составленному сценарию разыгрывается проектный спектакль. Однако финал этого дизайнерского «спектакля», представляющего собой процесс проектного поиска, иногда не может быть предопределён заранее. Более того, удовлетворяющий результат сразу обычно не достигается. В таких случаях на помощь привлекается принцип итерирования – многократного циклического проигрывания различных вариантов первоначального сюжета, то есть увеличения числа производимых проб. При каждой последующей итерации в сценарий вводятся те или иные изменения предлагаемых обстоятельств действия, состава или характеристик персонажей, структуры их отношений и.т.д., до тех пор пока конечный «выход» не будет отвечать всем предъявленным к нему требованиям.

Основная композиционная ячейка спектакля – сценический образ элементарной ситуации, сочетающий в себе пространственные и временные элементы взаимодействия людей и вещей и разрешающийся действием, - именуется «мизансценой». Применительно к дизайну искусство построения мизансцены состоит в максимальном выражении формы, содержания и смысла взаимодействия людей с окружающими их предметами.

Типология сценарного моделирования и выбор модели.

Формы и средства реализации сценария, устройство «сцены», способы постановки и мизансценирования, техническая база «спектакля» и природа занятых в нем «актёров» могут быть самыми разнообразными. Множество сценарных моделей допустимо упорядочить по взаимосвязным признакам и расположить вдоль некоей типологической оси в порядке убывания «плотности», а с нею и инерционности их материально - вещественного содержания и соответствующего возрастания условности образцов. Полученный в этом случае непрерывный ряд потянется между двумя полюсами: от натурного восприятия, интересующего нас объекта, до абстрактно – графического, словесного или полностью дематериализованного, мысленного сценария. Каждый из этих типов имеет свои преимущества и недостатки, что исключает абсолютизацию какого – то либо одного из них и требует умения владеть всеми.

Натурное воспроизведение обеспечивает максимальное приближение к реальной действительности. Однако модели такого рода и операции с ними наиболее инерционны и трудоёмки. К тому же, «живя» в пространстве – времени, Близком к реальному, они не позволяют производить быстрых и глубоких трансформаций их структуры. Условные модели помещённые в такое же условное пространство – время, наоборот допускают далеко идущие и стремительные преобразования в любом измерении, но дают гораздо меньшую конкретность и полноту отображения.

Обращение к тому или иному подходу и типу модели (или их сочетанию) диктуется прежде всего избранной темой, совокупным содержанием, характером. Масштабом и сложностью моделируемого объекта, общей направленностью и очерёдностью выполнения отдельных стадий, этапов и фаз исследовательско – поискового проектного задания, реальными пространственно – временными ресурсами, технической базой, наконец, имеющимися под рукой материалами.

В процессе любого дизайнерского моделирования выделяются минимум три стадии.

Задача первой – отобразить исходную проблемную ситуацию, то есть построить модель сложившегося порядка вещей, ощущаемого неблагополучным и подлежащего улучшению.

Задача вторая – на второй стадии данное пространство критически анализируется и выясняется причина неблагополучия, то есть выявляются элементы, связи и структурные особенности, которые вызывают негативную оценку ситуации, и определяется, что именно в ней надо сделать.

Задача третья – Дизайнер получает возможность предложить варианты альтернатив данному положению; всесторонне их испытать, прогнозируя вероятные результаты их реализации; взвесить сравнительные достоинства всех вариантов и выбрать оптимальный для выполнения окончательного проекта.

На стадии исследования исходной ситуации наиболее полную картину могло бы дать буквальное, натурное её воспроизведение в масштабе. Гораздо целесообразней (на начальном этапе) воспроизвести только отдельные, наиболее важные фрагменты исследуемой ситуации. Остальное может быть отображено графическими сценарными пространствами, «сжимающими» несущественные для дизайнера пространственно – временные аспекты происходящего или «растягивающими» те из них, которые имеют главенствующее значение. Подобную инсценировку можно создать с помощью серии рисунков с подписями, фотографий (в том числе смонтированных и совмещённых с рисунками), моно – и полиэкранного слайд – фильма, кино – и видеосъёмки, включая графическую и объёмную мультипликацию, а также сочетанием всех или некоторых из этих средств.

На стадии критического анализа, предполагающего отчуждение от конкретно – чувственного образа, когда пространство исходной ситуации необходимо разбить на части, рассматривая помещение по отдельности и в различных сопоставлениях, натурное или реальное восприятие объекта ещё менее оправдано. Более того, предпочтительно развеществить и те фрагменты пространства, которые на первой стадии инсценировались натурно или реально.

Словесные образы, графические эскизы, фотографии и.т.д., позволяющие легко и быстро манипулировать любыми элементами ситуации в произвольно изменяемых масштабах пространства – времени, удобнее всего применять в начале третьей стадии – при выдвижении, сравнении, оценке и отборе проектных альтернатив на уровне общих идей и образов. В дальнейшем по ходу детальной проработки избранного варианта целесообразно вновь обращаться ко всё более овеществлённым и «плотным» моделям альтернативных пространственных контекстов. Это даст возможность сделать их тщательную и разностороннюю проверку путём воспроизведения соответствующих процессов взаимодействия, мизансценируемых в пространстве и во времени, близких к реальным.

Процесс преобразования объекта осуществляется постадийно – от моделирования неудовлетворительной исходной мизансцены, её критического анализа, «расшатывания» и «разрушения», экспериментального образно – поискового манипулирования с её собственными, освобождёнными от прежних связей элементами, а также дополнительными элементами, заимствованными из других источников, до воссоздания из них хорошо построенных мизансцен, которые после надлежащего «уплотнения» и овеществления переносятся в действительную жизнь.

Исходную мизансцену логично строить по принципу подражания действительности, то есть с помощью макетного и конкретно – графического моделирования. К нему же возвращаются и в заключительной мизансцене с той разницей, что на сей раз, подражают действительности воображаемой. Центральную же мизансцену строят не в подражание данному, а по принципу его отталкивания, отрицания, лишения его статуса «естественного».

Например, монолитные объекты можно представить сложенными из отдельных «кирпичиков», а органические формы – в виде геометрических, что придаёт пространству искусственность, облегчающую и провоцирующую проектно – преобразующий подход. Другой путь достижения той же цели – подчёркнутое, гротескное преувеличение и неудержимое разрастание именно каких – то естественных черт и свойств, ведущее к перегрузке и перенапряжению исходной среды, «взрывающейся» под действием собственных центробежных сил, что открывает возможность «монтажному» пересозданию её в новой форме и качестве.

При разработке различных сюжетов используются попеременно три типа мизансценирования: Графическое объёмное и натурное.

Графическое инсценирование - позволяет быстро перебирать и сравнивать различные варианты на уровне эскизов.

Объёмное инсценирование – обеспечивает тщательную и всестороннюю отработку решений.

Натурное инсценирование – помогает достичь максимального приближения к реальности.

Первоначально всегда необходимо представить ситуацию мысленно, затем изменить пространство посредством образного решения, используя для этого проектную графику в эскизах и объёмную структуру в разнообразных рабочих макетах и наконец, методом отбора – в действенном натурном изображении. Анализ представленной таким образом ситуации позволяет гораздо отчётливей обнаруживать и очёрчивать противоречия, конфликты и нарушения целостности пространства, на которое должно быть сконцентрировано внимание проектировщика и которые в свою очередь оказываются отправными точками собственно проектного поиска. Любое изменение, вносимое дизайнером в предметную образную структуру проектируемой ситуации, незамедлительно отображается во всех последующих мизансценах и вновь подвергается анализу.

Сценарное моделирование позволяет представить проектируемый объект не изолированно и статично, а в неком сценическом пространстве, где разыгрываются различные эпизоды и сцены вымышленного образа, которые протекают во взаимодействии с окружающими формами, другими объектами и, теми людьми, которые это помещение воспринимают, используют, обслуживают и.т.д. Иными словами с помощью инсценирования создаются динамические, не только пространственные, но и развертывающиеся во времени образные модели объекта, которые позволяют гораздо полнее, наглядней представить его будущие черты, свойства и характеристики. Таким образом дизайнеру удаётся полнее увидеть относящиеся к пространству проблемы, чётче формулировать требования, быстрее выдвигать, конкретизировать, рассматривать, сравнивать и проверять проектные идеи, уверенно их оценивать и принимать всесторонне продуманные решения.

 

Стадии дизайнерского моделирования.

Моделирование – воспроизведение существенных свойств и форм конкретного объекта или явления в виде условной копии (схемы) перенос центра тяжести а рассмотрении проблематики предметного творчества с предмета на метод.

При проектировании дизайнерских объектов, особенно сложных, используется значительный арсенал различных средств моделирования: функциональные схемы, блок-схемы, системные модели, всевозможные матрицы и классификационые таблицы, модели типологические и т.д. Вместе с тем используя возможности и художественные средства, принадлежащие к искусству. К наиболее употребительным из них относятся визуально-графические и пространственно-пластические средства моделирования. Менее традиционные для дизайна в целом, но остро необходимы в ряде конкретных ситуаций (при проектировании крупных комплексных объектов, разработке отраслевых программ и др.) средства драматургии, театра, кино, сценографии, аудио-визуальной техники и др. В этом случае возникает принципиальная методическая задача выявления, раскрытия и использования применительно к дизайну этих средств художественного подхода.

Например, в средовом дизайне часто используется сценографическое моделирование организующих среду процессов – чтобы перевести их из явлений прагматических в ранг событий художественных. Для этого применяют сугубо « театральные технологии: деление процесса на «мизансцены», распределение «главных ролей» среди слагаемых среды, определение «сверхзадачи» проектирования средового комплекса и др.

Проектная модель – это конкретная дизайнерская форма высказывания об объекте, фиксация (предъявление) научной или проектной мысли.

Проектная модель является предметом проектирования и одновременно средством коммуникации как между профессионалами, так и между автором, заказчиком и потребителем. Проектную модель должны отличать: адекватность (правдоподобие, верность, реалистичность) действительности, так как модель есть более или менее точное подобие реального объекта; условность, так как модель не буквально повторяет реальность, а представляет собой обобщённое, приближённое её отражение, выявляющее только существенные с точки зрения решения данной задачи свойства; концептуальность, так как модель есть искусственный объект, необходимый для решения определённых задач и, следовательно, предполагает наличие творческого замысла, авторской концепции, демонстрирующей позицию художника по отношению к действительности, и должна выражать эту позицию. Проектные модели могут быть графические, объёмные, словесные и т.д.

1.Отображение исходной проблемной ситуации, построение модели сложившегося порядка вещей, ощущаемого неблагополучным и подлежащего улучшению.

2.Критический анализ данного пространства и выяснение причин неблагополучия (выявление элементов, связей и структурных особенностей, которые вызывают негативную оценку ситуации), определение того, что именно в данном пространстве надо сделать.

3.Предлагаются варианты альтернатив данному положению; всесторонне их испытание, с прогнозированим вероятных результатов их реализации; взвешивание сравнительных достоинств всех вариантов и выбор оптимального для выполнения окончательного проекта.

4.Мизансцинирование и его сущность. Графическое, объемное и натурное инсценирование. Задачи каждого из типов инсцернирования.

5.Сценарное моделирование в сценическом пространстве.