Вилы угроз безопасности ИС и ИТ

Лекция 4. Зашита информации в ИС и ИТ управления организацией

1.1. Необходимость обеспечения информационной безопасности ИС и ИТ

Развитие новых информационных технологий и всеобщая ком­пьютеризация привели к тому, что информационная безопас­ность не только становится обязательной, она еще и одна из характери­стик ИС. Существует довольно обширный класс систем обработки ин­формации, при разработке которых фактор безопасности играет перво­степенную роль (например, банковские информационные системы).

Под безопасностью ИС понимается защищенность системы от слу­чайного или преднамеренного вмешательства в нормальный процесс ее функционирования, от попыток хищения (несанкционированного по­лучения) информации, модификации или физического разрушения ее компонентов. Иначе говоря, это способность противодействовать различным возмущающим воздействиям на ИС.

Под угрозой безопасности информации понимаются события или дей­ствия, которые могут привести к искажению, несанкционированному использованию или даже к разрушению информационных ресурсов управляемой системы, а также программных и аппаратных средств.

Если исходить из классического рассмотрения кибернетической модели любой управляемой системы, возмущающие воздействия на нее могут носить случайный характер. Поэтому среди угроз безопас­ности информации следует выделять как один из видов угрозы слу­чайные, или непреднамеренные. Их источником могут быть выход из строя аппаратных средств, неправильные действия работников ИС или ее пользователей, непреднамеренные ошибки в программном обеспечении и т.д. Такие угрозы тоже следует держать во внимании, так как ущерб от них может быть значительным. Однако в данной главе наибольшее внимание уделяется угрозам умышленным, которые в отличие от случайных преследуют цель нанесения ущерба управляе­мой системе или пользователям. Это делается нередко ради получения личной выгоды.

Человека, пытающегося нарушить работу информационной системы или получить несанкционированный доступ к информации, обычно называют взломщиком, а иногда «компьютерным пиратом» (хакером).

В своих противоправных действиях, направленных на овладение чужими секретами, взломщики стремятся найти такие источники конфиденциальной информации, которые бы давали им наиболее достоверную информацию в максимальных объемах с минимальными затратами на ее получение. С помощью различного рода уловок и множества приемов и средств подбираются пути и подходы к таким источникам. В данном случае под источником информации подразу­мевается материальный объект, обладающий определенными сведе­ниями, представляющими конкретный интерес для злоумышленников или конкурентов.

Защита от умышленных угроз — это своего рода соревнование обороны и нападения: кто больше знает, предусматривает действен­ные меры, тот и выигрывает.

Многочисленные публикации последних лет показывают, что зло­употребления информацией, циркулирующей в ИС или передаваемой по каналам связи, совершенствовались не менее интенсивно, чем меры защиты от них. В настоящее время для обеспечения защиты информа­ции требуется не просто разработка частных механизмов защиты, а реа­лизация системного подхода, включающего комплекс взаимосвязанных мер (использование специальных технических и программных средств, организационных мероприятий, нормативно-правовых актов, морально-этических мер противодействия и т.д.). Комплексный характер защиты проистекает из комплексных действий злоумышленников, стремящихся любыми средствами добыть важную для них информацию.

Сегодня можно утверждать, что рождается новая современная тех­нология — технология защиты информации в компьютерных информа­ционных системах и в сетях передачи данных. Реализация этой техно­логии требует увеличивающихся расходов и усилий. Однако все это позволяет избежать значительно превосходящих потерь и ущерба, ко­торые могут возникнуть при реальном осуществлении угроз ИС и ИТ.

 

1.2. Виды умышленных угроз безопасности информации

Пассивные угрозы направлены в основном на несанкционирован­ное использование информационных ресурсов ИС, не оказывая при этом влияния на ее функционирование. Например, несанкциониро­ванный доступ к базам данных, прослушивание каналов связи и т.д.

Активные угрозы имеют целью нарушение нормального функцио­нирования ИС путем целенаправленного воздействия на ее компо­ненты. К активным угрозам относятся, например, вывод из строя компьютера или его операционной системы, искажение сведений в БД, разрушение ПО компьютеров, нарушение работы линий связи и т.д. Источником активных угроз могут быть действия взломщиков, вредоносные программы и т.п.

Умышленные угрозы подразделяются также на внутренние (возникающие внутри управляемой организации) и внешние.

Внутренние угрозы чаще всего определяются социальной напря­женностью и тяжелым моральным климатом.

Внешние угрозы могут определяться злонамеренными действия­ми конкурентов, экономическими условиями и другими причинами (например, стихийными бедствиями). По данным зарубежных ис­точников, получил широкое распространение промышленный шпио­наж — это наносящие ущерб владельцу коммерческой тайны неза­конные сбор, присвоение и передача сведений, составляющих ком­мерческую тайну, лицом, не уполномоченным на это ее владельцем.

К основным угрозам безопасности информации и нормального функционирования ИС относятся:

§ утечка конфиденциальной информации;

§ компрометация информации;

§ несанкционированное использование информационных ресурсов;

§ ошибочное использование информационных ресурсов;

§ несанкционированный обмен информацией между абонентами;

§ отказ от информации;

§ нарушение информационного обслуживания;

§ незаконное использование привилегий.

Утечка конфиденциальной информации — это бесконтрольный выход конфиденциальной информации за пределы ИС или круга лиц, которым она была доверена по службе или стала известна в процессе работы. Эта утечка может быть следствием:

• разглашения конфиденциальной информации;

• ухода информации по различным, главным образом техническим, каналам;

• несанкционированного доступа к конфиденциальной информации различными способами.

Разглашение информации ее владельцем или обладателем есть умышленные или неосторожные действия должностных лиц и поль­зователей, которым соответствующие сведения в установленном по­рядке были доверены по службе или по работе, приведшие к озна­комлению с ним лиц, не допущенных к этим сведениям.

Возможен бесконтрольный уход конфиденциальной информации по визуально-оптическим, акустическим, электромагнитным и другим каналам.

Несанкционированный доступ — это противоправное преднаме­ренное овладение конфиденциальной информацией лицом, не имеющим права доступа к охраняемым сведениям.

Наиболее распространенными путями несанкционированного доступа к информации являются:

• перехват электронных излучений;

• принудительное электромагнитное облучение (подсветка) линий связи с целью получения паразитной модуляции несущей;

• применение подслушивающих устройств (закладок);

• дистанционное фотографирование;

• перехват акустических излучений и восстановление текста принтера;

• чтение остаточной информации в памяти системы после выполнения санкционированных запросов;

• копирование носителей информации с преодолением мер защиты;

• маскировка под зарегистрированного пользователя;

• маскировка под запросы системы;

• использование программных ловушек;

• использование недостатков языков программирования и операционных систем;

• незаконное подключение к аппаратуре и линиям связи специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;

• злоумышленный вывод из строя механизмов защиты;

• расшифровка специальными программами зашифрованной информации;

• информационные инфекции.

Перечисленные пути несанкционированного доступа требуют дос­таточно больших технических знаний и соответствующих аппаратных или программных разработок со стороны взломщика. Например, ис­пользуются технические каналы утечки — это физические пути от ис­точника конфиденциальной информации к злоумышленнику, посред­ством которых возможно получение охраняемых сведений. Причиной возникновения каналов утечки являются конструктивные и техноло­гические несовершенства схемных решений либо эксплуатационный износ элементов. Все это позволяет взломщикам создавать действую­щие на определенных физических принципах преобразователи, обра­зующие присущий этим принципам канал передачи информации — канал утечки.

Однако есть и достаточно примитивные пути несанкциониро­ванного доступа:

• хищение носителей информации и документальных отходов;

• инициативное сотрудничество;

• склонение к сотрудничеству со стороны взломщика;

• выпытывание;

• подслушивание;

• наблюдение и другие пути.

Любые способы утечки конфиденциальной информации могут привести к значительному материальному и моральному ущербу как для организации, где функционирует ИС, так и для ее пользователей.

Менеджерам следует помнить, что довольно большая часть при­чин и условий, создающих предпосылки и возможность неправомер­ного овладения конфиденциальной информацией, возникает из-за элементарных недоработок руководителей организаций и их сотруд­ников. Например, к причинам и условиям, создающим предпосылки для утечки коммерческих секретов, могут относиться:

• недостаточное знание работниками организации правил защиты конфиденциальной информации и непонимание необходимости их тщательного соблюдения;

• использование неаттестованных технических средств обработки конфиденциальной информации;

• слабый контроль за соблюдением правил защиты информации правовыми, организационными и инженерно-техническими мерами;

• текучесть кадров, в том числе владеющих сведениями, составляющими коммерческую тайну;

• организационные недоработки, в результате которых виновниками утечки информации являются люди — сотрудники ИС и ИТ.

Большинство из перечисленных технических путей несанкцио­нированного доступа поддаются надежной блокировке при правиль­но разработанной и реализуемой на практике системе обеспечения безопасности. Но борьба с информационными инфекциями пред­ставляет значительные трудности, так как существует и постоянно разрабатывается огромное множество вредоносных программ, цель которых — порча информации в БД и ПО компьютеров. Большое число разновидностей этих программ не позволяет разработать по­стоянных и надежных средств защиты против них.

Вредоносные программы классифицируются следующим образом:

Логические бомбы, как вытекает из названия, используются для ис­кажения или уничтожения информации, реже с их помощью соверша­ются кража или мошенничество. Манипуляциями с логическими бом­бами обычно занимаются чем-то недовольные служащие, собирающие­ся покинуть данную организацию, но это могут быть и консультанты, служащие с определенными политическими убеждениями и т.п.

Реальный пример логической бомбы: программист, предвидя свое увольнение, вносит в программу расчета заработной платы оп­ределенные изменения, которые начинают действовать, когда его фамилия исчезнет из набора данных о персонале фирмы.

Троянский конь — программа, выполняющая в дополнение к ос­новным, т. е. запроектированным и документированным действиям, действия дополнительные, не описанные в документации. Аналогия с древнегреческим троянским конем оправдана — и в том и в другом случае в не вызывающей подозрения оболочке таится угроза. Троянский конь представляет собой дополнительный блок команд, тем или иным образом вставленный в исходную безвредную программу, которая затем передается (дарится, продается, подменяется) пользо­вателям ИС. Этот блок команд может срабатывать при наступлении некоторого условия (даты, времени, по команде извне и т.д.). Запус­тивший такую программу подвергает опасности как свои файлы, так и всю ИС в целом. Троянский конь действует обычно в рамках пол­номочий одного пользователя, но в интересах другого пользователя или вообще постороннего человека, личность которого установить порой невозможно.

Наиболее опасные действия троянский конь может выполнять, если запустивший его пользователь обладает расширенным набором привилегий. В таком случае злоумышленник, составивший и вне­дривший троянского коня, и сам этими привилегиями не обладаю­щий, может выполнять несанкционированные привилегированные функции чужими руками.

Известен случай, когда преступная группа смогла договориться с программистом фирмы, работающей над банковским программным обеспечением, о том, чтобы он ввел подпрограмму, которая предос­тавит этим преступникам доступ в систему после ее установки с це­лью перемещения денежных вкладов. Известен другой случай, когда фирма, разрабатывающая ПО, стала объектом домогательств другой фирмы, которая хотела выкупить программы и имела тесную связь с преступным миром. Преступная группа, если она удачно определит место для внедрения троянского коня (например, включит его в сис­тему очистки с автоматизированным контролем, выдающую денеж­ные средства), может безмерно обогатиться.

Для защиты от этой угрозы желательно, чтобы привилегирован­ные и непривилегированные пользователи работали с различными экземплярами прикладных программ, которые должны храниться и защищаться индивидуально. А радикальным способом защиты от этой угрозы является создание замкнутой среды использования программ.

Вирус — программа, которая может заражать другие программы путем включения в них модифицированной копии, обладающей спо­собностью к дальнейшему размножению.

Считается, что вирус характеризуется двумя основными особен­ностями:

1) способностью к саморазмножению;

2) способностью к вмешательству в вычислительный процесс (т.
е. к получению возможности управления).

Наличие этих свойств, как видим, является аналогом паразитирования в живой природе, которое свойственно биологическим ви­русам. В последние годы проблема борьбы с вирусами стала весьма актуальной, поэтому очень многие занимаются ею. Используются различные организационные меры, новые антивирусные программы, ведется пропаганда всех этих мер. В последнее время удавалось более или менее ограничить масштабы заражений и разрушений. Однако, как и в живой природе, полный успех в этой борьбе не достигнут.

Червь — программа, распространяющаяся через сеть и не остав­ляющая своей копии на магнитном носителе. Червь использует ме­ханизмы поддержки сети для определения узла, который может быть заражен. Затем с помощью тех же механизмов передает свое тело или его часть на этот узел и либо активизируется, либо ждет для этого подходящих условий. Наиболее известный представитель этого клас­са — вирус Морриса (червь Морриса), поразивший сеть Internet в 1988 г. Подходящей средой распространения червя является сеть, все пользователи которой считаются дружественными и доверяют друг другу, а защитные механизмы отсутствуют. Наилучший способ защи­ты от червя — принятие мер предосторожности против несанкцио­нированного доступа к сети.

Захватчик паролей — это программы, специально предназначен­ные для воровства паролей. При попытке обращения пользователя к терминалу системы на экран выводится информация, необходимая для окончания сеанса работы. Пытаясь организовать вход, пользова­тель вводит имя и пароль, которые пересылаются владельцу про­граммы-захватчика, после чего выводится сообщение об ошибке, а ввод и управление возвращаются к операционной системе. Пользо­ватель, думающий, что допустил ошибку при наборе пароля, повто­ряет вход и получает доступ к системе. Однако его имя и пароль уже известны владельцу программы-захватчика. Перехват пароля возмо­жен и другими способами. Для предотвращения этой угрозы перед входом в систему необходимо убедиться, что вы вводите имя и па­роль именно системной программе ввода, а не какой-нибудь другой. Кроме того, необходимо неукоснительно придерживаться правил использования паролей и работы с системой. Большинство наруше­ний происходит не из-за хитроумных атак, а из-за элементарной не­брежности. Соблюдение специально разработанных правил исполь­зования паролей — необходимое условие надежной защиты.

Приведенный краткий обзор наиболее опасных вредоносных программ безопасности ИС не охватывает всех возможных угроз этого типа. Для более подробной информации о перечисленных уг­розах, а также о других (скрытые каналы, сборка мусора, жадные программы) следует обратиться к специальной литературе.

Компрометация информации (один из видов информационных инфекций). Реализуется, как правило, посредством несанкциониро­ванных изменений в базе данных, в результате чего ее потребитель вынужден либо отказаться от нее, либо предпринимать дополнитель­ные усилия для выявления изменений и восстановления истинных сведений. При использовании скомпрометированной информации потребитель подвергается опасности принятия неверных решений.

Несанкционированное использование информационных ресурсов, с одной стороны, является последствиями ее утечки и средством ее компрометации. С другой стороны, оно имеет самостоятельное зна­чение, так как может нанести большой ущерб управляемой системе (вплоть до полного выхода ИТ из строя) или ее абонентам.

Ошибочное использование информационных ресурсов будучи санк­ционированным тем не менее может привести к разрушению, утечке или компрометации указанных ресурсов. Данная угроза чаще всего является следствием ошибок, имеющихся в ПО ИТ.

Несанкционированный обмен информацией между абонентами может привести к получению одним из них сведений, доступ к кото­рым ему запрещен. Последствия — те же, что и при несанкциониро­ванном доступе.

Отказ от информации состоит в непризнании получателем или отправителем этой информации фактов ее получения или от­правки. Это позволяет одной из сторон расторгать заключенные фи­нансовые соглашения «техническим» путем, формально не отказыва­ясь от них, нанося тем самым второй стороне значительный ущерб.

Нарушение информационного обслуживания — угроза, источни­ком которой является сама ИТ. Задержка с предоставлением инфор­мационных ресурсов абоненту может привести к тяжелым для него последствиям. Отсутствие у пользователя своевременных данных, необходимых для принятия решения, может вызвать его нерацио­нальные действия.

Незаконное использование привилегий. Любая защищенная сис­тема содержит средства, используемые в чрезвычайных ситуациях, или средства которые способны функционировать с нарушением су­ществующей политики безопасности. Например, на случай внезап­ной проверки пользователь должен иметь возможность доступа ко всем наборам системы. Обычно эти средства используются админи­страторами, операторами, системными программистами и другими пользователями, выполняющими специальные функции.

Большинство систем защиты в таких случаях используют наборы привилегий, т. е. для выполнения определенной функции требуется оп­ределенная привилегия. Обычно пользователи имеют минимальный набор привилегий, администраторы — максимальный.

Наборы привилегий охраняются системой защиты. Несанкцио­нированный (незаконный) захват привилегий возможен при наличии ошибок в системе защиты, но чаще всего происходит в процессе управления системой защиты, в частности при небрежном пользова­нии привилегиями.

Строгое соблюдение правил управления системой защиты, а так­же принципа минимума привилегий позволяет избежать таких нару­шений.

При описании в различной литературе разнообразных угроз для ИС и способов их реализации широко используется понятие атаки на ИС. Атака — злонамеренные действия взломщика (попытки реа­лизации им любого вида угрозы). Например, атакой является приме­нение любой из вредоносных программ. Среди атак на ИС часто вы­деляют «маскарад» и «взлом системы», которые могут быть результа­том реализации разнообразных угроз (или комплекса угроз).

Под «маскарадом» понимается выполнение каких-либо действий одним пользователем ИС от имени другого пользователя. Такие дей­ствия другому пользователю могут быть и разрешены. Нарушение заключается в присвоении прав и привилегий, что называется симу­ляцией или моделированием. Цели «маскарада» — сокрытие каких-либо действий за именем другого пользователя или присвоение прав и привилегий другого пользователя для доступа к его наборам дан­ных или для использования его привилегий.

Могут быть и другие способы реализации «маскарада», например создание и использование программ, которые в определенном месте могут изменить определенные данные, в результате чего пользова­тель получает другое имя. «Маскарадом» называют также передачу сообщений в сети от имени другого пользователя. Наиболее опасен «маскарад» в банковских системах электронных платежей, где непра­вильная идентификация клиента может привести к огромным убыт­кам. Особенно это касается платежей с использованием электронных карт. Используемый в них метод идентификации с помощью персо­нального идентификатора достаточно надежен. Но нарушения могут происходить вследствие ошибок его использования, например утери кредитной карточки или использовании очевидного идентификатора (своего имени и т.д.).

Для предотвращения «маскарада» необходимо использовать на­дежные методы идентификации, блокировку попыток взлома систе­мы, контроль входов в нее. Необходимо фиксировать все события, которые могут свидетельствовать о «маскараде», в системном журна­ле для его последующего анализа. Также желательно не использовать программные продукты, содержащие ошибки, которые могут привес­ти к «маскараду».

Под взломом системы понимают умышленное проникновение в систему, когда взломщик не имеет санкционированных параметров для входа. Способы взлома могут быть различными, и при некото­рых из них происходит совпадение с ранее описанными угрозами. Так, объектом охоты часто становится пароль другого пользователя. Пароль может быть вскрыт, например, путем перебора возможных паролей. Взлом системы можно осуществить также, используя ошибки программы входа.

Основную нагрузку защиты системы от взлома несет программа входа. Алгоритм ввода имени и пароля, их шифрование, правила хранения и смены паролей не должны содержать ошибок. Противо­стоять взлому системы поможет, например, ограничение попыток неправильного ввода пароля (т.е. исключить достаточно большой перебор) с последующей блокировкой терминала и уведомлением администратора в случае нарушения. Кроме того, администратор безопасности должен постоянно контролировать активных пользова­телей системы: их имена, характер работы, время входа и выхода и т.д. Такие действия помогут своевременно установить факт взлома и предпринять необходимые действия.

Условием, способствующим реализации многих видов угроз ИС, является наличие «люков». Люк — скрытая, недокументированная точка входа в программный модуль, входящий в состав ПО ИС и ИТ. Люк вставляется в программу обычно на этапе отладки для об­легчения работы: данный модуль можно вызывать в разных местах, что позволяет отлаживать отдельные части программы независимо. Наличие люка позволяет вызывать программу нестандартным обра­зом, что может отразиться на состоянии системы защиты. Люки могут остаться в программе по разным причинам:

• их могли забыть убрать;

• для дальнейшей отладки;

• для обеспечения поддержки готовой программы;

• для реализации тайного доступа к данной программе после ее
установки.

Большая опасность люков компенсируется высокой сложностью их обнаружения (если, конечно, не знать заранее о их наличии), так как обнаружение люков — результат случайного и трудоемкого поис­ка. Защита от люков одна — не допускать их появления в программе, а при приемке программных продуктов, разработанных другими про­изводителями, следует проводить анализ исходных текстов программ с целью обнаружения люков.

Реализация угроз ИС приводит к различным видам прямых или косвенных потерь. Потери могут быть связаны с материальным ущер­бом: стоимость компенсации, возмещение другого косвенно утрачен­ного имущества; стоимость ремонтно-восстановительных работ; расхо­ды на анализ, исследование причин и величины ущерба; дополнитель­ные расходы на восстановление информации, связанные с восстановле­нием работы и контролем данных и т.д.

Потери могут выражаться в ущемлении банковских интересов, финансовых издержках или в потере клиентуры.

Статистика показывает, что во всех странах убытки от злонамерен­ных действий непрерывно возрастают. Причем основные причины убытков связаны не столько с недостаточностью средств безопасности как таковых, сколько с отсутствием взаимосвязи между ними, т.е. с нереализованностью системного подхода. Поэтому необходимо опере­жающими темпами совершенствовать комплексные средства защиты.