Информационные связи в корпоративных системах

В экономике развитых стран значительное место занимают малые предприятия и фирмы, число которых за последнее время значительно увеличилось. Как показывает мировая практика малые предприятия обладают по сравнению с крупными рядом преимуществ:

• гибкостью и оперативностью в действиях;

• легкой приспособляемостью (адаптацией) к местным условиям;

• возможностью более быстрой реализации идей;

• высокой оборачиваемостью капитала;

• интеграцией всех хозяйственных процессов по сбыту, материально-техническому снабжению в рамках только одного предприятия;

• невысокими расходами по управлению, что характеризуется достаточно простой организацией на таком предприятии автоматизированной информационной технологии управления.

В условиях современных рыночных отношений широкое разви­тие получил крупномасштабный бизнес, которому свойственны формы организации на основе объединения предприятий, фирм в совокупные структуры. Это собирательные ассоциативные формы, к которым относятся: корпорации, хозяйственные ассоциации, кон­церны, холдинговые компании, консорциумы, конгломераты, синди­каты, финансово-промышленные группы и т. д.

Размеры таких объединений обусловлены стремлением к повыше­нию эффективности деятельности за счет снижения издержек произ­водства и сбыта продукции, внедрения современных технологий, тре­бующих значительных затрат, развития процессов диверсификации, которые реализуются путем объединения территориально разобщенных предприятий или выделения филиалов в самостоятельные организации с наделением их функциями хозяйствования в определенной сфере дея­тельности для обслуживания корпорации в целом (выделение производ­ственных, сбытовых и снабженческих организаций и т. д.).

Корпорации и объединения действуют в отраслях промышленно­сти, транспорта, торговли, коммунального обслуживания и др. Суще­ствуют также банки, страховые компании, биржи, налоговая система, органы власти, которые имеют подобную организационную структуру.

В крупных организациях сложились две формы управления — централизованная и децентрализованная.

Организации с централизованным управлением характеризуются распределением функций и полномочий среди структурных подраз­делений с жесткой координацией производственно-хозяйственной деятельности в аппарате управления.

Децентрализованная форма характеризуется выделением внутри организации стратегических единиц бизнеса или центров прибыли, дея­тельность которых поддается самостоятельному планированию и имеет свой бюджет. В этом случае аппарат управления отделениями наделяет­ся достаточно широкими полномочиями, на него возлагается ответст­венность за результаты производственно-хозяйственной деятельности, за конкурентоспособность продукции компании. Для высшего же руко­водства создаются реальные возможности заниматься долгосрочным планированием и расширяющимися внешними контактами.

В первом и втором случаях корпоративность системы форми­руется за счет организационных, технологических, информационных и других связей, объединяющих территориально рассредоточенные отделения, построенные на разнообразных технологических плат­формах, по горизонтали и вертикали.

Основное отличие двух типов управления крупными организа­циями заключается в организации автоматизированной информаци­онной технологии.

При централизованном управлении технология ориентирована на кон­центрацию информационных ресурсов в головном предприятии с жест­кими ограничениями по уровням доступа к корпоративным данным.

При децентрализованном управлении наряду с концентрацией ин­формации в корпоративных хранилищах данных выделяются инфор­мационные сегменты для каждой локальной вычислительной сети филиала или отделения.

Для эффективного управления крупными организациями, имею­щими большое количество филиалов, строится корпоративная вы­числительная сеть, на основе которой формируются информацион­ные связи между локальными вычислительными сетями отдельных структурных подразделений.

Корпоративная вычислительная сеть — это интегрированная, многомашинная, распределенная система одного предприятия, имеющего территориальную рассредоточенность, состоящая из взаимодействую­щих локальных вычислительных сетей структурных подразделений и подсистемы связи для передачи информации.

Построение корпоративной вычислительной сети обеспечивает:

• реализацию унифицированного доступа специалистов различных подразделений крупных предприятий к коммуникационным ресурсам;

• единое централизованное управление, администрирование и техническое обслуживание информационно-коммуникационных ресурсов;

• организацию доступа к структурированной информации в режимах on-line и off-line;

• организацию единой системы электронной почты и электронного документооборота;

• защиту электронной почты на основе международных стандартов с созданием защищенных шлюзов в существующие сети передачи данных, работающих по протоколам РОРЗ, SМТР, UUСР;

• организацию глобальной службы каталогов в интересах абонентов корпоративной вычислительной сети на базе протокола Х.500;

• реализацию единого пользовательского интерфейса, предоставляющего пользователям средства работы с коммуникационными ресурсами корпоративной вычислительной сети;

• взаимодействие корпоративной сети крупных предприятий с бизнес-системами других организаций, вычислительными сетями государственных учреждений, финансово-кредитных органов, участвующих в информационном обмене на правах абонентов телекомму­никационной корпоративной системы;

• функциональную наращиваемость, обеспечивающую построе­ние корпоративной вычислительной сети, как постоянно развиваю­щейся и совершенствующейся, открытой для внедрения новых аппа­ратно-программных ресурсов, позволяющих развивать и совершенст­вовать состав и качество информационно-коммуникационных услуг без нарушения нормального функционирования сети.

Определяющим фактором при организации корпоративных вы­числительных сетей и организации информационных связей между подразделениями крупных предприятий и организаций различного типа, где осуществляются распределенная обработка данных в ЛВС филиалов и концентрация данных в автоматизированном корпоратив­ном информационном хранилище, является простота доступа к ин­формационным ресурсам. В этой связи основой современного подхо­да технических решений в построении информационной технологии в корпоративных системах является архитектура «клиент-сервер».

Реальное распространение архитектуры «клиент-сервер» стало возможным благодаря развитию и широкому внедрению в практику концепции открытых систем. Основным смыслом подхода открытых систем является упрощение процесса организации совместимости вы­числительных сетей за счет международной и национальной стандар­тизации аппаратных и программных интерфейсов. Главной причиной развития концепции открытых систем явились повсеместный переход к организации корпоративных вычислительных сетей и те проблемы комплексирования аппаратно-программных средств, возникшие в свя­зи с объединением различных платформ и топологий локальных вы­числительных сетей структурных подразделений и филиалов.

Однако внедрение архитектуры «клиент-сервер» в корпоративных вычислительных сетях, которые используют различные технические решения при построении локальных вычислительных сетей в филиа­лах и структурных подразделениях, поддерживающих различные протоколы передачи данных, приводит к их перегрузке сетевыми деталями в ущерб функциональности.

Еще более сложный аспект этой проблемы связан с возможно­стью использования разных форматов данных в разных узлах неод­нородных локальных вычислительных сетей и ЛВС, объединенных в корпоративную систему. Это особенно существенно для используе­мых серверов высокого уровня — телекоммуникационных, вычисли­тельных, баз данных.

Общим решением проблемы мобильности автоматизированной информационной технологии корпоративной системы, основанной на архитектуре «клиент-сервер», является опора на программные па­кеты, реализующие протоколы удаленного вызова процедур. При использовании таких средств обращение к серверу в удаленном узле выглядит как обычный вызов процедуры.

Подобная организация информационных связей в корпоратив­ных системах обеспечивает доступ к данным любого уровня, предос­тавляя не только всю необходимую информацию, но и давая воз­можность контролировать работу структурных подразделений фирмы с необходимой степенью детализации.

Полномасштабное отражение производственных процессов по­зволяет приблизить автоматизированную корпоративную информа­ционную технологию к проблемам фирмы, организовать принятие оптимальных решений в среднем и верхнем звене управления, по­ставить процесс управления на базу моделирования и прогнозирова­ния экономических ситуаций.

В крупных предприятиях, фирмах, корпорациях процессы обра­ботки информации различаются в зависимости от требований реше­ния функциональных задач, на основе которых формируются ин­формационные потоки в корпоративных системах организации управления (укрупненная схема информационных потоков корпора­тивной системы представлена на рис. 1.2).

Организация работы правления (центрального офиса). Основной задачей является подготовка стратегического плана развития и руково­дство общей деятельностью фирмы. Данный блок автоматизированной корпоративной системы отвечает за информационное обеспечение ра­боты правления. Основная форма работы с информацией в этом блоке — получение и обработка информации, на основе которой вырабатывается стратегическое направление развития организации. Выработанный стра­тегический план развития доводится до всех структурных подразделе­ний посредством телекоммуникационных средств.

Организация работы экономических и финансовых служб. Дан­ный блок обеспечивает функционирование финансовой дирекции и бухгалтерии организации. Основные задачи финансовых служб — сформировать обобщенную картину работы фирмы для правления, оптимизировать налогообложение фирмы, обобщить всю финансо­вую информацию деятельности организации и довести информацию до высшего руководящего звена фирмы.

Юридическое обеспечение. Основной задачей является укрепле­ние правового и имущественного положения фирмы. В данном мо­дуле производится обработка информации, на базе которой выпол­няются следующие функции:

• подготовка и ведение базы нормативно-правовой и справочной информации, регламентирующей внешнюю деятельность организации;

• разработка и юридическая экспертиза документов, регламентирующих внутреннее функционирование фирмы;

• юридическая экспертиза заключаемых сделок и договоров и т. д.

Юридическая информация доводится прежде всего до высшего руководящего звена, а также потребляется всеми заинтересованными службами организации.

Основными функциональными задачами организации являются подготовка сводных аналитических отчетов для поддержки принятия долговременных решений и обеспечение оперативной проверки внешних связей организации на основе информационных ресурсов, поступающих из различных источников информации, а также обра­ботка оперативной информации для решения функциональных задач корпорации, ее структурных подразделений и принятия управленче­ских решений в режиме реального времени во всех корпоративных звеньях.

Организация решения основных задач по обработке информа­ции и управлению крупной фирмой или корпорацией основывается на общем информационном пространстве, построении корпоратив­ного автоматизированного хранилища информации, что позволяет управлять текущей деятельностью фирмы, а также разрабатывать стратегические планы развития корпорации. Общее информацион­ное пространство представляет собой организацию программной, аппаратной, информационной совместимости различных аппарат­ных платформ и архитектур обмена данными на всех уровнях управления и в различных корпоративных звеньях системы.


 

4. Информационные технологии как инструмент формирования управленческих решений

Организации различных типов и сфер деятельности можно пред­ставить как бизнес-систему, в которой экономические ресурсы по­средством различных организационно-технических и социальных процессов преобразуются в товары и услуги.

В процессе деятельности любой бизнес-системы на нее влияют факторы внешней среды (конкуренты, заказчики, поставщики, госу­дарственные учреждения, партнеры, собственники, банки, биржи и т. д.) и внутренние факторы, которые в основном являются резуль­татом принятия того или иного управленческого решения.

Процесс принятия управленческих решений рассматривается как основной вид управленческой деятельности, т. е. как совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и последовательных управлен­ческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Цель и характер деятельности организации определяют ее ин­формационную систему и автоматизацию информационной техно­логии, а также вид обрабатываемого и производимого информаци­онного продукта, на основе которого принимается оптимальное управленческое решение.

Эффективность принятия управленческих решений в условиях функционирования информационных технологий в организациях различного типа обусловлена использованием разнообразных инст­рументов анализа финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятий. Можно выделить четыре круга задач, решаемые фирмой:

1. Первый круг задач ориентирован на предоставление эконо­мической информации внешним по отношению к фирме пользова­телям — инвесторам, налоговым службам и т. д. В данном случае для анализа используются показатели, получаемые на основе данных стандартной бухгалтерской и статистической отчетности, а также других источников информации.

2. Второй круг связан с задачами анализа, предназначенными для выработки стратегических управленческих решений развития бизнеса. В этом случае информационная база должна быть шире, но в рамках достаточно высокоагрегированных показателей, характеризующих основные тенденции развития отдельной фирмы или корпорации.

3. Третий круг задач анализа ориентирован на выработку тактических решений. Его информационная база чрезвычайно широка и требует охвата большого количества частных высокодетализированных показателей, характеризующих различные стороны функционирования объекта управления.

4. Четвертый круг задач связан с задачами оперативного управления экономическим объектом в соответствии с функциональными подсистемами экономического объекта. Для решения этих задач используется текущая оперативная информация о состоянии экономического объекта и внешней среды.

Основными функциями управленческого аппарата различных организаций являются анализ ситуаций в компании и внешней среде и принятие решений по стратегическому и краткосрочному планиро­ванию ее деятельности.

Реализация плановых задач принятия решений осуществляется на стратегическом, тактическом и оперативном (операционном) уровнях.

Каждый из этих уровней требует определенной информационной поддержки, которая реализуется на базе информационной технологии. В соответствии с уровнями принятия решений в функционировании информационной технологии можно выделить три контура: долгосроч­ного стратегического планирования, среднесрочного тактического пла­нирования и оперативного регулирования деятельности организации.

1. Стратегический уровень ориентирован на руководителей выс­шего ранга. За счет организации информационной технологии обес­печивается доступ к информации, отражающей текущее состояние дел в фирме, внешней среде, их взаимосвязи и необходимой для принятия стратегических решений. Основными целями стратегиче­ского уровня управления являются:

• определение системы приоритетов развития организации;

• оценка перспективных направлений развития организации;

• выбор и оценка необходимых ресурсов для достижения поставленных целей.

В соответствии с этими направлениями информационная техно­логия обеспечивает высшему руководству оперативный, удобный дос­туп и сортировку информации по ключевым факторам, которые по­зволяют оценивать степень достижения стратегических целей фирмы и прогнозировать ее деятельность на длительную перспективу.

Особенностями информационной технологии контура долго­срочного планирования и анализа прогнозируемого функционирования является построение агрегированных моделей развития организа­ции с учетом деятельности смежных производственно-хозяйственных комплексов.

Модели данного контура функционирования информационной технологии должны учитывать:

• особенности развития рыночных отношений в стране;

• возможные перспективные виды продукции (товары и услуги), относящиеся к профилю деятельности организации или предприятия;

• потенциальные виды производственных ресурсов, возможные для использования при создании новых видов продукции (товаров, услуг);

• перспективные технологические процессы изготовления новых видов продукции (товаров и услуг).

Учет перечисленных факторов в модели функционирования инфор­мационной технологии базируется преимущественно на использовании внешней для деятельности организации информации. Таким образом, ИТ должна располагать развитой коммуникационной средой (включая Интернет) для получения, накопления и обработки внешней информации.

Отличительной особенностью функционирования ИТ в контуре долгосрочного стратегического планирования, базирующемся на ис­пользовании агрегированных моделей, следует считать решающую роль самого управленческого персонала в процессе принятия реше­ний. Высокий уровень неопределенности и неполноты информации повышает значение субъективного фактора как основы принятия ре­шений. При этом автоматизированная информационная технология выступает в роли вспомогательного средства, обеспечивающего глав­ную предпосылку для организации деятельности аппарата управления.

Таким образом, информационные технологии поддержки стра­тегического уровня принятия решений помогают высшему звену управления организацией решать неструктурированные задачи, ос­новной из которых является сравнение происходящих во внешней среде изменений с существующим потенциалом фирмы.

Основным инструментарием для поддержки работы высшего ру­ководящего звена являются разрабатываемые стратегические инфор­мационные системы для реализации стратегических перспективных целей развития организации.

В настоящее время еще не выработана общая концепция внедре­ния стратегических информационных систем из-за их целевой и функциональной многоплановости. Существуют три тенденции их использования:

· За основу первой принято положение, что сначала формули­руются цели и стратегии их достижения, а только затем автоматизи­рованная информационная технология приспосабливается к вырабо­танной заранее стратегии;

· Вторая тенденция основана на том, что организация исполь­зует стратегическую информационную систему при формулировании целей и стратегическом планировании;

· За основу третьей тенденции принята методология синтеза двух предыдущих тенденций — встраивания стратегической инфор­мационной системы в существующую информационную технологию с совмещением выработки концепции развития организации в управленческом звене фирмы.

Информационные технологии призваны создать общую среду компьютерной и телекоммуникационной поддержки стратегических решений в неожиданно возникающих ситуациях.

2. Тактический уровень принятия решений основан на автоматизиро­ванной обработке данных и реализации моделей, помогающих решать отдельные, в основном слабо структурированные задачи (например, принятие решения об инвестициях, рынках сбыта и т. д.). К числу основных целей тактического уровня руководства относятся:

• обеспечение устойчивого функционирования организации в целом;

• создание потенциала для развития организации;

• создание и корректировка базовых планов работ и графиков реализации заказов на основе накопленного в процессе развития организации потенциала.

Для принятия тактических решений информационная технология должна обеспечивать руководителей среднего звена информацией, необходимой для принятия индивидуальных или групповых решений тактического плана. Обычно такие решения имеют важное значение на определенном временном интервале (месяц, квартал, год).

Тактический уровень принятия решения средним управленческим звеном используется для мониторинга (постоянного слежения), контро­ля, принятия решений и администрирования. Основными функциями, которые выполняются на базе автоматизированной информационной технологии, являются: сравнение текущих показателей с прошлыми, составление периодических отчетов за определенный период, обеспече­ние доступа к архивной информации, принятие тактических управлен­ческих решений и т. д.

Функционирование информационной технологии в контуре среднесрочного тактического планирования базируется на использо­вании моделей, отражающих реальные факторы и условия возмож­ного развития деятельности организаций и предприятий, в значи­тельной степени учитываются внешние требования поставщиков и потребителей. Однако в данном контуре внешняя информация точно соответствует возможным и практически осуществляемым направле­ниям развития организаций и предприятий, что повышает уровень определенности данных и модели системы управления.

Для поддержки принятия тактического решения в информаци­онной технологии фирмы используются такие инструментальные средства, как базы данных, системы обработки знаний, системы поддержки принятия решений и т. д.

Одним из инструментальных средств для принятия тактического решения в настоящее время являются системы поддержки принятия решений, которые обслуживают частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Системы под­держки принятия решений имеют достаточно мощный аналитиче­ский аппарат с несколькими моделями. Основными характеристика­ми таких систем являются:

• возможность решения проблем, развитие которых трудно прогнозировать;

• наличие инструментальных средств моделирования и анализа;

• возможность легко менять постановки решаемых задач и входных данных;

• гибкость и адаптируемость к изменению условий;

• технология, максимально ориентированная на пользователя.

3. Оперативный (операционный) уровень принятия решений являет­ся основой всех автоматизированных информационных технологий. На этом уровне выполняется огромное количество текущих рутин­ных операций по решению различных функциональных задач эко­номического объекта. Оперативное управление ориентировано на достижение целей, сформулированных на стратегическом уровне, за счет использования определенного на тактическом уровне потенциа­ла. При этом к числу важнейших приоритетов оперативного управ­ления следует отнести:

• получение прибыли за счет реализации запланированных заранее мероприятий с использованием накопленного потенциала;

• регистрацию, накопление и анализ отклонений хода производства от запланированного;

• выработку и реализацию решений по устранению или минимизации нежелательных отклонений.

Функционирование информационной технологии в контуре те­кущего планирования и оперативного регулирования происходит в условиях определенности, полноты информации и зачастую в режи­ме реального времени обработки информации.

Информационные технологии обеспечивают специалистов на оперативном уровне информационными продуктами, необходимыми для принятия ежедневных оперативных управленческих решений. Назначение инструментальных средств информационной технологии на этом уровне — отвечать на запросы о текущем состоянии фирмы и контролировать информационные потоки организации, что соот­ветствует оперативному управлению.

Задачи, цели и источники информации на оперативном уровне заранее определены и структурированы. Выполняется программная обработка информации по заранее разработанным алгоритмам.

Информационная технология, поддерживающая управление на оперативном уровне, является связующим звеном между организаци­ей и внешней средой. Через оперативный уровень также поставляют­ся данные для остальных уровней управления.

Инструментальные средства на оперативном уровне управления имеют небольшие аналитические возможности. Они обслуживают специалистов организации, которые нуждаются в ежедневной, еже­недельной информации о состоянии дел как внутри фирмы, так и во внешней среде. Основное их назначение состоит в отслеживании ежедневных операций в организации и периодическом формирова­нии строго структурированных сводных типовых отчетов.

Основные информационные потребности на оперативном уровне могут быть удовлетворены с помощью типовых функциональных и проблемно-ориентированных аппаратно-программных инструмен­тальных средств для текстовой, табличной, графической и статисти­ческой обработки данных, электронных коммуникаций и т. д.

Для запоминания

· Функционирование предприятий и организаций различного типа в условиях рыночной экономики поставило новые задачи и цели в области совершенствования управленческой деятель­ности на основе комплексной автоматизации управления, т.е. организации на предприятиях автоматизированных информа­ционных систем управления.

· Информационная система управления позволяет повышать степень обоснованности принимаемых решений, своевремен­ность принятия решений по управлению организацией, обес­печивать четкую согласованность решений, принимаемых на различных уровнях управления, обеспечивать рост произво­дительности труда, сокращения непроизводственных потерь и т. д.

· Основными классификационными признаками автоматизиро­ванных информационных систем являются уровень в системе государственного управления, область функционирования экономического объекта, виды процесса управления, степень автоматизации информационных процессов.

· Основной составляющей частью ИС является информацион­ная технология, развитие которой тесно связано с развитием и функционированием ИС.

· Информационная технология представляет собой процесс, ис­пользующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обра­ботки информации на базе программно-аппаратного обеспе­чения для решения управленческих задач экономического объекта.

· Основная задача ИТ — в результате целенаправленных дейст­вий по переработке первичной информации получить ин­формацию нового качества, на основе которой вырабатыва­ются оптимальные управленческие решения.

· ИТ является процессом, состоящим из четко регламентиро­ванных правил выполнения операций над информацией, циркулирующей в ИС, и зависит от степени централизации технологий обработки данных, особенностей предметной об­ласти, степени охвата задач управления, класса реализуемых технологических операций, типа пользовательского интер­фейса, способа построения сети.

· Выбор стратегии организации автоматизированной информаци­онной технологии определяется следующими факторами: обла­стью функционирования и типом предприятия, принятой моде­лью управления, новыми задачами в управлении, существующей информационной инфраструктурой и т. д.

· Для четкого и слаженного функционирования крупных пред­приятий и организаций основная часть инструментальных средств автоматизированной информационной технологии может быть построена в виде информационной модели, от­ражающей экономические процессы в корпоративных систе­мах управления.

· Организация решения основных задач по обработке информации и управлению крупной фирмой или корпорацией основывается на организации общего информационного пространства и кор­поративного автоматизированного хранилища данных.

· Цель и характер деятельности предприятий и организаций оп­ределяют его информационную систему и автоматизацию его информационной технологии, а также вид обрабатываемого и проводимого информационного продукта, на основе которого принимаются оптимальные управленческие решения.

· Эффективность принятия управленческих решений в условиях функционирования ИТ в организациях различного типа обу­словлена использованием разнообразных инструментов ана­лиза финансово-хозяйственной деятельности предприятий, основанных на программно-аппаратном комплексе информа­ционной технологии.