Концепция и разработка гипотезы исследования систем управления

Объектом и предметом изучения в ходе исследования не без ос­нований является концепция, которая, в свою очередь, может быть результатом исследования.

Концепцию понимают:

1) как комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи исследуемого явления или системы, и позволяющих определить систему показателей, факто­ров и условий, способствующих решению проблемы, формирова­нию стратегии фирмы, установлению правил поведения личности;

2) как комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека (исследовательскую, управлен­ческую и пр.) и направленных на достижение определенной цели.

Целью исследования может быть:

• создание новой концепции,

• разработка концепции разрешения комплекса проблем,

• разработка концепции новой теории и т.п.

Концепции исследованияпредставляет собой систему основополагающих взглядов, идей и принципов исследования, общий его замысел, т.е. комплекс методологических положений, определяющих подход к исследовательской работе и организации ее проведения. Структурно концепция может содержать такие разделы, как характеристика объекта концепции, цель и задачи концепции, основные принципы концепции, основные направления деятельности, механизм реализации концепции.

Таким образом, концепция исследования СУесть комплекс основополагающих взглядов, идей, принципов, подходов и механизмов мнения совокупности проблем управления, проявляющихся в системе.

Важную роль в исследовании играет гипотеза– научное предварительное недостаточно доказанное объяснение (предположение, предсказание) новых явлений и событий, требующее в последующем экспериментальной проверки.

Следует отметить, что менеджерам, осуществляющим управление, в вопросах исследования в большинстве случаев следует руководство­ваться рядом аксиом и учитывать несколько гипотез:

· Ни одна СУ не является совершенной, так как всегда имеет проблемы и недостатки, которые можно разрешить и ликви­дировать, повышая тем самым эффективность функциониро­вания системы

· Менеджеры СУ не всегда уверены, что им требуется помощь исследователей по управлению, поскольку часто не осознают проблемы и недостатки системы и их причины

· Большинство менеджеров СУ имеют побуждения разрешать проблемы, а также устранять недостатки в управлении и их причины, но нуждаются при этом в помощи консультантов

· Консультант может провести достаточно объективный анализ СУ в краткосрочный период только с участием персонала исследуемой системы

· Исследователь-консультант должен передать навыки анализа и выявления проблем и поиска путей их разрешения менедже­рам СУ, чтобы в дальнейшем они были способны самостоятельно совершенствовать управление

· Большинство СУ могут быть более эффективными, если управленческий персонал самостоятельно научится проводить самооценку системы, рационально использовать сильные сто­роны управления, разрешать проблемы и устранять причины их возникновения.