Тема 8. Творчество Г.Ф.Генделя.

Творчество Генделя (1685-1759) – ярчайший образец музыкального искусства позднего этапа барокко, вмещается в те же хронологические рамки, что и искусство И. С. Баха. Фигура Генделя точно также типична для своего времени, как и фигура Баха, однако представляет совершенно иной тип творческой натуры. Своим происхождением композитор обязан семье с прочными силезскими корнями, родители передали своему сыну физическое и душевное здоровье, крепкое сложение (отец был человеком гигантского роста), точный и практический ум, работоспособность и стальную твердость спокойной воли.

Гендель очень рано (гораздо раньше, чем Бах) достиг мастерского владения своим стилем, но никогда не останавливался на какой-нибудь одной форме искусства. Эволюция его творчества улавливается сложно, затруднительно также назвать ее сознательной. Однако то, чему Гендель оставался верен всегда, это – ясное осознание цели: хорошо делать то, что он делает. Эстетическое кредо Генделя не авторитарно: он никогда не навязывал искусству собственную волю. В некотором смысле генделевский гений «всеяден»: он приспосабливается к различным веяниям, усваивает другие стили и другие мысли, и никакие препятствия не могут его пошатнуть.

Ментальность Генделя типична для немца (Лессинг считал, что самой характерной чертой немца является то, что «он ценит все хорошее везде, где он его находит, и обращает себе на пользу»), однако в Генделе отмечается еще и высшая способность к объективности. Уже в детстве, в Галле, он научился у Цахау различным стилям, не только перенимая дух каждого великого композитора, но и усваивая его путем подражания его манере. Это воспитание, по сути космополитическое, было довершено тремя поездками в Италию и полувековым пребыванием в Англии. И если Гендель не был во Франции, он, тем не менее, знал ее не хуже – примеры усвоения французского музыкального языка и стиля у него есть («Французские шансон»). Т.е., повсюду, где бы он ни находился, Гендель накапливал целые сокровища музыкальных воспоминаний, покупал и собирал иностранные произведения, фиксировал выражения и идеи в эскизах.

Также Гендель обладал страстью к живописи: был знатоком и оставил после себя коллекцию, в которой были произведения Рембрандта.

Манера письма Генделя принципиально отлична от баховской: он писал с легкостью, часто так, будто импровизировал, никогда не набрасывал эскизов целого произведения. Само искусство импровизации композитора поражало современников. Вместе с тем, Гендель обладал превосходным чувством формы, и ни один немец не превзошел его в искусстве создания красивых мелодических линий (именно его любовь к совершенству позволяла ему заниматься автоцитированием и цитированием, за что его часто упрекали в плагиатстве).

Музыка Генделя – детище эпохи, она чрезвычайно живописна: выражает чувства, эмоции, ситуации, даже эпохи и местности, имеет яркую поэтическую и моральную окраску.

В отличие от Баха, Гендель никогда не был церковным музыкантом и почти никогда не писал для церкви. Исключая Псалмы и Te Deum, он писал только инструментальную музыку для концертов и празднеств на открытом воздухе, оперы и оратории (для театра, а не для церкви, даже если в них не было эпизодов, требующих актерского разыгрывания).

В возвышенности и простоте искусства Гендель видел высокую задачу. Однажды он сказал: "Мне было бы досадно, если бы я доставлял людям только удовольствие; моя цель - делать их лучше". Таков коренной смысл его искусства. Такова была его художественная воля, этому служил его гений.

Гендель обязан рождением своего стиля Гамбургу. Здесь закончилась пора ученичества, здесь же молодой композитор пробует свои силы в опере и оратории - ведущих жанрах его зрелого творчества. И если к оратории он вернется много лет спустя, то опера полностью заняла его воображение в ближайшие десятилетия. Начиная с Гамбурга (первая опера – «Альмира», написана и поставлена в 1705 г.) и кончая Лондоном начала 40-х годов (последняя опера – «Деидамия», 1741 г.), Гендель - оперный композитор. В Гамбурге Гендель полностью овладел формой и стилем оперы-сериа, научился писать арии почти всех типов и речитативы. Развитая линия голоса, принцип слова для музыки, инструментальный тип мелодии, тяжеловатое голосоведение, скованная оркестровая фигурация - вот черты генделевского оперного стиля эпохи "Альмиры" и "Нерона".

В оркестровом письме композитора, в форме увертюры, в наличии балета сказывается французское влияние. Отдельные страницы "Альмиры", отличающиеся простонародным грубоватым языком, песенной формой арий, красноречиво свидетельствуют о влиянии местных традиций.

Гендель поехал в Италию в конце 1706 года. Во Флоренции никому не известный и ничем не прославившийся молодой немец первое время чувствовал себя неловко. К тому же он был в стесненном материальном положении, а его музыкой мало кто интересовался. Во Флоренции композитор не задержался и уже в апреле 1707 года уехал в Рим. И пробыл там относительно недолго, живя более чем скромно. Ни рекомендательные письма, ни собственная музыка не улучшили его положения. В Риме необходимо было быть первым, а Генделю для этого не хватало мастерства. Он вновь учится. Он посещает "академии", концерты, карнавалы, торжественные приемы и празднества. Гендель изучает совсем необычные для него стили. Он слушает католическую церковную музыку и пишет в подражание ей "Латинские псалмы". В Риме он познакомился с латинской ораторией, сочетающей текст нравственно-религиозного содержания с пением в сопровождении инструментов. Некоторую известность он получает как виртуоз. Осенью 1708 года Гендель достигает первого публичного успеха как композитор. При посредстве герцога Фердинанда Тосканского он ставит свою первую итальянскую оперу "Родриго" и обнадеженный успехом, спешит в Венецию.

В Венеции он знакомится с представителями двух государств, где позже найдет себе приют. Это были большие любители музыки - принц Эрнст Август из Ганновера и английский посол граф Манчестерский.

В конце февраля Гендель покидает Венецию. Он возвращается в Рим, и теперь вечный город кажется ему более приветливым. Успех "Родриго" во Флоренции сделал свое дело, не поскупился на похвалу Фердинанд Тосканский, - в Риме Генделю оказали замечательный прием. Дворцы меценатов гостеприимно распахнули двери, залы восторженно рукоплескали, Рим удивлялся и спешил познакомиться с Генделем. Он выступает на публичных состязаниях с лучшими из лучших в Риме, Доменико Скарлатти признает его победу. Его игру на клавесине называют дьявольской - весьма лестным эпитетом для Рима. Он пишет для кардинала Оттобони две оратории, тотчас исполненных. Им заинтересовалась католическая церковь.

После успеха в Риме Гендель спешит на юг, в Неаполь. Постоянный соперник Венеции в искусствах, Неаполь обладал своей школой и устоявшимися традициями. Гендель пробыл в Неаполе около года. За это время он написал очаровательную серенаду "Ацис, Галатея и Полифем" (серенада (или серената) - распространенный в XVIII в. жанр камерной пасторальной кантаты.

Главным сочинением Генделя в Неаполе была опера "Агриппина", написанная летом 1709 года и поставленная в том же году в Венеции, куда вновь возвращается композитор. Премьера состоялась 26 декабря. Гендель провел в Венеции всю зиму. Теперь он обладал мастерством, достаточным для завоевания любого европейского театра.

Таким образом, Италия была для Генделя не только светлой романтической порой его жизни, но и важным периодом его творчества. "Итальянские университеты" не прошли для композитора даром. Он освоил лучший европейский стиль музыкального письма, усовершенствовал и необычайно развил мелодику, достиг мастерства в голосоведении, оркестровой технике, формах композиции. Окончательно сложился и круг жанров, в которых работал композитор. Это были в основном жанры вокальной музыки - опера, кантата, оратория.

К концу 1710 года, получив у курфюрста официальный отпуск, Гендель, после краткого визита в родной Галле, через Дюссельдорф уехал в Лондон.

Когда Гендель приехал в Лондон, ему было 25 лет. Он обладал уже достаточной известностью, а предприимчивость и энергия, работоспособность и воля, унаследованные от отца, в соединении с природным даром художника составляли превосходный ансамбль. При композиторе были рекомендательные письма и приглашения английских дворян, с которыми он познакомился в Ганновере.

Гендель быстро знакомится с театральным миром Лондона, быстро получает заказ от Аарона Хилла, арендатора театра Гайдмаркет, и не менее быстро пишет оперу "Ринальдо".

Решительно повлиял на судьбу Генделя дебют в очень популярном в Англии жанре церемониально - торжественной музыки. В январе 1713 года Гендель пишет монументальный «Te Deum» («Te Deum» - гимн для хора (или хоров) и симфонического оркестра, иногда с участием певцов-солистов и органа, на текст католического песнопения. Классический тип «Te Deum’а», предназначенного для концертного исполнения на празднествах, установлен Генделем) и «Оду ко дню рождения королевы».

Уже в июле 1716 года новый король Англии Георг I приглашает с собой композитора в Ганновер, где Гендель пишет новые, вторые в его творчестве "Страсти".

До 1720 года Гендель находился на службе у старого герцога Чендосского. Эти годы оказались очень важными для композитора - он освоил английский стиль. Немецкий композитор принял подданство в английском искусстве. Гендель написал антемы и две маски. Антемы - библейские псалмы, положенные на музыку, духовные песни, хоровые фрески, в которых слышен могучий голос народа, оказались близки Генделю. В антемах выражено героическое и радостное. Две маски, два обаятельных представления в духе античности - тоже были английскими по стилю. Оба произведения Гендель позже переработал. Одно из них стало английской оперой («Ацис, Галатея и Полифем»), другое - первой английской ораторией («Эсфирь»).

Влияние антемов и оперного стиля явственно ощущается и в первых ораториях Генделя – «Эсфири» (1732 г.), в написанных следом «Деборе», «Аталии» (сочинены в 1733 г.). Речитатив в них еще вполне оперный, за редкими исключениями, арии также написаны в оперных традициях. Все эти оратории можно сценически оформлять, превращая их в оперную постановку.

Работа Генделя в жанре оперы в этот период протекала в очень сложных условиях – ему приходилось постоянно соперничать в признании с итальянскими композиторами и бороться с постоянно менявшимися вкусами английской аудитории. Поэтому оперы этого периода – «Радамистро», «Оттон», «Флавио», «Юлий Цезарь», «Тамерлан», «Ксеркс» вскоре после премьер снимались с репертуара. И вообще, англичане считали итальянский оперный стиль «болезнью» и музыкой, не соответствовавшей потребностям времени. Появление «Оперы нищих» Джона Гея и Джона Пепуша нанесло оперной карьере Генделя сокрушительный удар. В такой обстановке композитор прожил еще десять лет - 30-е годы. Он не переставал писать и ставить оперы - его упорство напоминало безумие. Каждый год он терпел поражение, каждый год он наблюдал примерно одну и ту же картину: молчаливый, невнимательный, пустующий зал.

40-е годы отличались от предшествующих десятилетий. Англия пуритан нуждалась в героике, а не в ангельских портретах принцев крови галантной придворной оперы, и героику эту находила прежде всего в Библии.

Не было страны в Европе, где с такой любовью и вместе с тем с таким практицизмом относились бы к Библии, как в Англии в XVII-XVIII веках. Идеологи пуритан увидели в ней громадный запас мудрости, накопленной многими поколениями и целыми народами. Пуритане прочли Ветхий завет как книгу о судьбе народа, о способе его существования.

Библейский язык и стиль, сюжеты, образы, персонажи и символы обоих заветов были чрезвычайно распространены в то время. Гендель усвоил вкус англичан и стал говорить с нацией на ее любимом языке. Композитор превосходно знал Библию: Георга выучили читать по ней. Генделю удалось в грандиозных библейских эпопеях-ораториях воплотить оптимизм побеждающего народа, радостное чувство свободы, самоотверженность героев. Выбор таких сюжетов, выбор ораториального стиля оказался знаменательным в жизни Генделя. Оратория 40-х годов подняла композитора на высшую ступень музыкальной иерархии, прославила его на века. Прославился он прежде всего в Англии. Его музыка стала эталоном британского стиля.

Новая эпоха началась для Генделя 22 августа 1741 года. В этот памятный день он приступил к оратории «Мессия». В «Мессии», его замысле особенно наглядно проявляется направление поисков Генделя. Для выражения своих философско-музыкальных идей он искал необычной, неизведанной до него формы воздействия на огромные массы людей. Он чувствовал в себе необычайную силу говорить со многими, делиться с людьми важными мыслями о жизни

Поэтому он избирает более свободную эпическую форму оратории, стремясь, однако, как в «Мессии», выразить сильные, драматически выявленные аффекты (но вне драмы!) и вызвать у слушателя экстатически-возвышенное состояние.

Оратория - жанр свободный. Он возник в Италии, в религиозных собраниях верующих, оппозиционно настроенных к папе римскому. Он так и не был признан официальным богослужебным пением. Попав под мощное воздействие гуманистической культуры, ораториальный жанр постепенно освобождался от своего религиозного содержания, превращаясь в род концертных, светских по духу вокально-оркестровых сочинений. Со временем жанр потускнел, ему не могли найти серьезного применения.

Гендель вдохнул в ораторию новую жизнь. Он вернул жанру способность говорить с людьми о важных вещах, причем не просто говорить, а убеждать и воодушевлять людей своими идеями. Но эти идеи должны были быть выражены по-новому, ибо человек XVIII века резко отличался от человека средневековья взглядом на свою сущность, на свое отношение к миру, к природе. Эпоха, в которую жил Гендель, отличалась не очень благочинным отношением к богу. Этого не мог не чувствовать композитор. Оратория у Генделя приобрела новый смысл. Происхождением связанная с литургией, она лишилась ритуального, обрядового начала.

В инструментальных жанрах сказалось выдающееся дарование Генделя как композитора и солиста на органе и клавесине. Концертность исполнения, которая в конце 17 – 1 пол. 18 века приобрела первостепенное значение, была характерна и для творчества и для игры Генделя. Его стиль клавесинной игры отличался силой, блеском, густотой звучания, которые до него на этом инструменте считались недостижимыми. В стиле органной игры доминировали праздничная торжественность, полнозвучие, темпераментность и импровизационность. Концертность Генделя, как черта стиля, отличалась от концертности придворного искусства. Она получила широкое претворение в различных жанрах инструментальной музыки композитора.

В клавирном творчестве Генделя центральное место занимала гомофонная сюита (lesson). Сюиты Генделя были изданы в трёх сборниках в 20-30 гг. Строение генделевских сюит очень индивидуально: помимо традиционных танцевальных пьес (аллеманда, сарабанда, куранта и жига) в неё включались прелюдии, фуги, увертюры, вариации. В этих сочинения Генделя содержится полный свод клавирной техники того времени, открываются новые перспективные возможности инструментов.

Произведения Генделя для камерных ансамблей по времени написания и стилю разделяются на 2 группы:

- юношеские, не очень зрелые произведения

- зрелые, мастерские сочинения, написанные в Лондоне в 30-нач.40 гг. Это – 15 сольных сонат для скрипки или гобоя и basso continuo)

Одно из центральных мест занимают концерты Генделя для различных инструментов: органные и concerti grossi. «Большие концерты» Генделя принадлежат к великим творениям оркестровой музыки 18 века и стоят в одном ряду с «Бранденбургскими концертами» Баха, концертами Вивальди.

Ор. 3 (1734 г.) – 6 Концертов для гобоя, ор. 6 (изд. в 1739 г.) - 12 concerti grossi.

Каждому концерту Генделя свойственны индивидуальные образные черты и средства выразительности. Концерты относятся к гомофонной музыке, однако в них много примеров полифонического склада, особый эффект игры светотени создают контрастные чередования эпизодов concertino и tutti.

Есть у Генделя и так называемые пленэрные жанры. Это лёгкая развлекательная музыка демократического направления. К ней относятся: двойные концерты «Музыка на воде (1715-1717), «Музыка фейерверка» (1749). Часто такие произведения исполняются в сопровождении пиротехнических номеров и пушечных выстрелов.

Таким образом, инструментальная музыка Генделя – это яркая часть наследия композитора, которая отражает характерные черты его стиля и его времени.

 

Тема 9. Венская классическая музыкальная школа.

Венская классическая школа – творческое направление, сложившееся в Австрии во второй половине XVIII – первой четверти XIX вв. К нему принадлежат три великих композитора – Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л. ван Бетховен. Каждый из них обладал яркой творческой индивидуальностью, которая определяя и общий характер музыки, и выбор жанров, и особенности музыкального языка. Так, в музыке Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, ведущую роль играют жанрово-бытовые элементы; у Моцарта особенно выделяется лирико-драматическое начало; главенствующая черта музыки Бетховена – героический пафос борьбы, преодоления, победы.

Становление венской классической школы приходится на время бурного развития немецкого и австрийского просветительства. Переживает свой расцвет немецкая поэзия, возникает художественная критика, достигает высокого развития философия. Крупнейшие художники и мыслители эпохи – Гердер, Гете, Шиллер, Лессинг, Кант, Гегель – выдвигают новые гуманистические идеалы. Многое из их эстетических идеалов, в частности, провозглашенный Руссо лозунг свободы и естественности, нашли воплощение в творчестве композиторов венской классической школы. На творчество Бетховена неизгладимое влияние оказали идеи Великой французской революции.

Композиторы венской классической школы унаследовали достижения так называемой ранней венской школы, виднейшими представителями которой были Вагензейль, Монн, Муффат, Стартер. Непосредственным предшественником венской классической школы был К.В.Глюк. Он начал свою оперную реформу в Вене и в своих парижских операх в основном остался верным венской традиции. Глюк создал оперное искусство мирового значения, повлиявшее на все последующее развитие европейской оперы.

В числе важнейших музыкальных истоков венской классической школы – народная музыка. Население Австрии было многонациональным. В его состав помимо австрийских немцев входили также венгры, чехи, словенцы, обладавшие своей самобытной музыкальной культурой. В Вене встречалась народная музыка всех этих национальностей. Композиторы венской классической школы впитывали элементы их искусства, которые образовывали в творчестве характерный австрийский «сплав».

Композиторы венской классической школы по существу обобщили весь предыдущий опыт мирового музыкального искусства. На этой основе и при сохранении главенствующей роли немецкого и австрийского национального элемента они выработали поистине универсальный язык. Композиторы венской классической школы осуществили чаяния передовых мыслителей и музыкантов эпохи – Гердера, рассматривавшего музыку как искусство человечества, Глюка, который признавался, что хотел бы писать музыку, понятную всем людям.

Музыкальному языку композиторов венской классической школы свойственны красота, ясность, выразительность. Сравнительно с музыкой предклассического и раннеклассического периода их ритмика более естественна, непринужденна, разнообразна и характерна. Одна из важных новых черт музыкального языка представителей венской классической школы – четкое членение музыкальной ткани ни относительно краткие построения, строгого рода выразительные ячейки, отвечающие иному структурному принципу.

Венская классическая школа принесла с собой огромное обогащение гармонии. Если предшественники применяли по преимуществу аккорды трех основных функций, то представители венской классической школы широко используют и другие созвучия мажорной и минорной систем, что знаменует возвращение на новой ступени к богатству гармонического языка Генделя и Баха. Они свободнее используют диссонансы, хроматизмы. Высокого развития достигает у них искусство модуляции. Ими применяются хроматические, энгармонические модуляции, неожиданные гармонические повороты, особенно часты у позднего Гайдна и Моцарта.

Опираясь на богатства народно-песенного искусства, представители венской классической школы пришли к новому пониманию мелодии, ее функций и возможностей. Именно с периодом венской классической школы связано утверждение музыкальной темы не только как носителя определенной выразительности, но и как художественного образа, заключающего в себе богатые потенциальные возможности развития.

Композиторы венской классической школы достигли высочайшего мастерства в области тематического развития, разработки, используя самые различные приемы – изменение тональности, гармонизации, ритма, элементов мелодии и т.п., но особенно характерно для них расчленение темы на отдельные мотивы, которые сами подвергаются различным преобразованиям и по-разному комбинируются друг с другом.

Основной и наиболее характерной для венской классической школы музыкальной формой является сонатное аллегро. Хотя его становление началось значительно ранее, именно композиторы венской классической школы внесли решающий вклад в область формирования сонатного аллегро и создали подлинно классический тип этой формы. Ведущим принципом созданного ими сонатного аллегро является контраст и последующее его смягчение, приведение к единству.

Сонатное аллегро композиторов венской классической школы является ведущим принципом многочастных инструментальных форм. В их творчестве складывается тип четырехчастного сонатно-симфонического цикла – с медленной лирической второй частью, менуэтом или скерцо в качестве третьей части и оживленным, часто рондообразным финалом.

Цикл этот лежит в основе крупных инструментальных сочинений композиторов венской классической школы – симфоний, различных камерных ансамблей, получивших названия по их составу (трио, квартеты, квинтеты и т.п.), сонат для инструментов соло и с сопровождением. Лишь классический концерт строится как трехчастный цикл – в нем отсутствуют менуэт и скерцо. В остальном отклонения от вышеизложенной схемы встречаются редко.

Сонатно-симфонический цикл, представляющий собой логически стройное и целесообразное объединение частей, послужил основой наивысших достижений композиторов венской классической школы в области инструментальной музыки. В этих крупных инструментальных сочинениях, выражающий большое жизненное содержание, они поднялись на высочайшую ступень художественного обобщения. Во многих зрелых инструментальных сочинениях Гайдна, Моцарта и Бетховена единая идейная концепция обусловливает и тематические связи между отдельными частями.

Могучее развитие инструментальной музыки в творчестве композиторов венской классической школы тесно связано и с развитием инструментария, исполнительских ансамблей и объединений. Высшим таким объединением был симфонический оркестр, сформировавшийся именно в этот период. Состав классического симфонического оркестра установился во второй половине XVIII века в творчестве Гайдна. Ни один из инструментов, вошедших в классический оркестр, не был новым; изменились однако их функции. Состав оркестра в целом стабилизировался. Ведущее место в оркестре заняли скрипка и инструменты ее семейства (смычковый квинтет), в группу духовых в качестве равноправных членов вошли кларнет и валторна. Тромбон вошел в симфонический оркестр только с Пятой симфонии Бетховена. При довольно большой струнной группе ( от 24 до 30 скрипок, 10 -20 прочих струнных инструментов), утвердился парный состав деревянных (кроме флейты) и медных духовых инструментов (3-4 валторны привлекались лишь в виде исключения); из ударных постоянно применялись литавры. Все инструменты использовались в наиболее естественных объемах и регистрах. Духовые, выполнявшие прежде вспомогательные функции, стали самостоятельной группой, обладающей характерными тембровыми возможностями.