Вопрос № 3. Стадии процесса идентификации.
Требования, предъявляемые к идентификационным признакам.
1. Индивидуальность признака, его специфичность.
2. Относительная устойчивость признака, т.е. это способность признака сохраняться в течение идентификационного периода – отрезка времени, протекающего с момента обнаружения признака до момента окончания процесса идентификации.
3. Допустимость – наличие средств, возможностей для исследования соответствующего признака.
4. Достаточность признаков – для того, чтобы сделать вывод об идентичности объектов, должно быть достаточное количество признаков (например, при исследовании почерка лица идентифицирующих объектов – образцов почерка – должно быть не меньше 12).
Классификация идентификационных признаков.
1. По степени специфичности
a. Общие признаки –характеризуют признаки, в целом присущие объекту идентификации. К общим признакам относятся общий размер, цвет, форма, масса, размеры, структура предмета и т.д.
b. Частные признаки – признаки, которые характеризуют отдельные части объекта отождествления.
2. В зависимости от локализации
a. Внешние признаки –характеризуют внешнюю сторону объекта.
b. Внутренние признаки –характеризуют внутренние стороны объекта.
3. По степени имманентности
a. Случайные признаки –возникают с течением времени.
b. Необходимые – те признаки, которые отражают сущность объекта, без которого нельзя осуществлять идентификацию.
4. В зависимости от характера признаков.
a. Качественные признаки –касаются надежности информации. Эти признаки в небольшом количестве достаточны для идентификации.
b. Количественные – совокупность признаков, позволяющих идентифицировать объекты, сами по себе такие признаки в отдельности не позволяют полноценно идентифицировать объект.
Идентификационная среда (поле) – информационное поле, отражаемое в следах и используемое для отождествления, подсистема качественно однородных свойств, идентифицирующих объекты.
1. Стадия раздельного исследования – рассматривается по отдельности каждый из объектов. Выделяются общие и частные признаки идентифицируемого и идентифицирующего объекта.
2. Стадия сравнительного исследования – обнаруженные признаки сравниваются, сопоставляются совпадения и различия признаков, подсчитывается количество и качество совпадений и различий, уточняется механизм образования признаков, а, как следствие, и причины различий.
3. Оценка результатов сравнительного исследования – определяется степень значимости выявленных различий и их причина, характер этих изменений (естественные они или же искусственные). На данной стадии дается объяснение по поводу того, какое влияние может иметь эти изменения на результат отождествления.
4. Стадия формирования вывода.