Правовые, экономические, гуманитарные аспекты информатизации общества

Информатика и информатизация образования

Информатизация как процесс перехода к информационному обществу касается всех сфер человеческой деятельности. Информация приобрела значимость товара, имеющего высшую потребительскую стоимость и стала базой существования рыночной экономики, основой социально-экономического развития любой территории. Объем мирового рынка информационных технологий ежегодно возрастает на 6 %. Например, за 2001 год объем поставок персональных компьютеров в мире вырос на 27 % и составил 300 млн. шт. Наблюдаются высокие темпы роста сетей: телефонных – 5-6 %, передачи данных – 20-25 %, локальных сетей – до 50 %.в год.

Однако в России информационные потребности, характерные для будущего информационного общества, еще не осознаны и по многим направлениям не определены. Поэтому привитие информационной культуры является базой перехода в век информатики. Первоочередной проблемой информатизации социальной сферы является информатизация образования.

 

Поскольку информация стала предметом труда, программное обеспечение стало предметом купли-продажи. Возник целый круг правовых и экономических проблем: сертификация и государственная регистрация программных систем, банков и баз данных, защиты авторских и имущественных правих разработчиков, вопросы оценки научной и коммерческой эффективности программных разработок и т.д.

Передача материалов в электронном виде с дальнейшим тиражированием по традиционной технологии также ставит вопрос экономической заинтересованности для авторов продукции и создает проблемы нравственного характера перед пользователем. Защита интеллектуальной собственности и максимально открытый доступ конечных потребителей к прикладной информации – это две взаимосвязанные задачи.