Нормативистский позитивизм Ганса Кельзена.
Современные теории естественного права. Неотомизм Жана Маритена.
Современные теории естественного права,в противоположность доктринам прошлого рассматривают человека с точки зрения его социальных связей и включают в перечень естественных прав не только неотъемлемые права человека, но и широкий перечень социальных, культурных и политических прав. Новые естественные правовые теории тесно связаны с доктринами социального государства и плюралистической демократии.
Естественное право в современных концепциях представляется, как право с «изменяющимся содержанием». Термин ввёл Рудольф Штаммлер. На него влияет истинное правосознание, нравственные и духовные ценности конкретного общества или народа. Это возрождённое естественное право, изучение которого основано на новой методологической базе.
В противовес позитивистским теориям естественного права.
Одним из направлений естественного права являются неотомисты. К ним относятся: Катрайн, Месснер, Маритена. Они относятся к взглядам Фомы Аквинского.
Жан Маритен.Посол Франции в Ватикане. Свои идеи: «Интегральный гуманизм», «Права человека и естественный закон», «Человек и государство». В своей теории соединяет представления о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки, принципами историзма, культурного развития и социальной обусловленности политики.
Проводит различия между первопричиной общественных институтов (основа воля Бога) и реальной детерминации, происходящих в обществе процессов.
Источником естественного закона является Бог. Он обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несёт перед ними моральных обязанностей. Естественный закон - это установленный божественный разум абсолютной нормы права и долга.
Бог есть первый принцип естественного права. Человек имеет естественные права и способен осознать их в силу своей сопричастности к божественному разуму.
Личность обладает абсолютным достоинством. Верующие полнее и лучше ощущают всю глубину естественного права. Хранителем является католическая церковь.
Ганс Кельзен (1881-1973 гг).
Занимался общей теорией права, конституционным правом, международным правом. 1934 г. - книга «Чистая теория права». Эта теория – доктрина, из которой устранены все чуждые в юридической науке элементы. Чистая теория права должна заниматься специфическим (нормативным) содержанием права. Положение исходит из философии неоконтианцев, которые разделяли науку о сущем и науку о должном.
1.- естественные науки, историю, социологию и др. науки, которые изучают природу и общественную жизнь с точки зрения причинно - следственной связи.
2.- это этика и юриспруденция. Они исследуют нормативно обусловленные отношения между людьми, механизмы и способы социальной регламентации.
1 гр. – основной принцип – принцип объективной причинности; 2 – принцип вменения.
Нормативисты исследуют право с его внутренней стороны, в его специфическом нормативном содержании, избегая идеологических оценок.
Наука о государстве и праве должна быть деидеологизирована, потому что наука должна носить объективный характер.
Право – совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке. Право возникает раньше государства.
Ещё в первобытную эпоху, общество разрешило использовать людям принуждение в одних случаях, запретило его в других и закрепило монополию применения силы.
Это правовое сообщество перерастает в государство, где функция принуждения осуществляется централизованным путём – специально созданными для этого органами.
Он даёт определение: право является совокупностью государственных правопорядков децентрализованного международного права.
В национальной системе права нормы согласованны друг с другом и составляют иерархию (ступенчатая концепция права).
В соответствии с этим внутригосударственное право – замкнутая регулятивная система, где каждая норма обладает обязательностью, потому что она соответствует норме высокой ступени.
Источник единства системы – основная норма. Это некое логическое понятие, мысленное допущение, которое даётся нашим сознанием для обоснования всего государственного правопорядка в целом. Основная норма непосредственно связана с конституцией, принятой в государстве, и может быть представлена в виде следующего высказывания: «Должно поступать так, как предписывает конституция».
2-я ступень в иерархии норм – общие нормы. Они устанавливаются в законном порядке или обычае.
3-я ступень это индивидуальные нормы. Это судебные административные нормы для решения дел.
Законность всей иерархии норм основывается на легитимности действующего Правительства.
Применение права есть и создание права.
Государство как организация принуждения идентична правопорядку. Любое государство, в т.ч авторитарное, есть государственный правопорядок, является правовым.
Демократия, по своей сути, предполагает уважение чужих интересов, также защита прав меньшинств. Принцип – дух свободы; свобода выбора, мнений, взглядов и убеждений; принцип терпимости и свобода науки.
Рисует проект установления мирового правопорядка, который будет базироваться на добровольном подчинении суверенных государств органам международной юрисдикции.