Политические взгляды Фридриха Ницше.
Органическая теория государства Герберта Спенсера.
Герберт Спенсер(1820 – 1903 гг.) - английский философ, один из представителей позитивной теории. Одним из его трудов является «Принципы социологии».
По Спенсеру для изучения социальных явлений, он предлагает использовать в социологии аналогии и термины из биологии.
Спенсер рассматривает человеческое общество как единый организм, а не сумму индивидов. Полагает, что на общество действуют такие природные законы, как законы эволюции. В жизни общества процессы роста и усложнения их структуры и функций происходят в виде:
- увеличения объёма;
- усиления дифференциации;
- возрастания интеграции.
Спенсер выделяет 2 стадии развития государства:
1 стадия – государства военные (хищнические);
2 стадия – тип промышленный.
1 стадия. Характеризуется поглощением личности интересами государства. Главная цель – самосохранение общества, а не защита каждого индивида. Жизнедеятельность подчинена военным нуждам, личные цели индивида не учитываются, а права даруются как поощрение. Индивид – собственность государства.
Характерные черты:
- тотальная регламентация;
- управление с помощью насилия.
В таком государстве, общество – это распущенное по домам войско.
Военный тип стремится производить всё собственными силами; и развитие, и усложнение хозяйственной деятельности приводит к переходу на новую ступень развития – к промышленному типу.
2 стадия. Для промышленного типа государства характерно: существование обязательного договора, социальный контроль сводится к запрещению; развитие промышленности и торговли; неприкосновенность личности; охрана собственности; равенство всех перед законом.
Основная задача государства – охрана прав и интересов каждого гражданина. Такая всемерная забота о благосостоянии граждан является не только ненужной, но и вредной. Каждый индивид обязан заботиться сам о себе. Если государство вмешивается в этот процесс (процесс естественного отбора), то это приводит к снижению морального и интеллектуального уровня людей.
Спенсер был противником социализма. Социализм – это враг свободы. Он приведёт только к расширению сферы принуждения.
Фридрих Вильгельм Ницше (1844 – 1900). Его политические и правовые взгляды освещаются в работах «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти» и др.
Основную проблему его произведений составляет соотношение добра и зла, морали, права и поиск идеального социального строя.
По Ницше человеком во всех его действиях движет воля к власти, основной человеческий инстинкт.
Ницше выделяет 2 вида морали:
1. Мораль господ
2. Мораль рабов
Отличие между ними заключается в том, что рабы ищут, как правило, сиюминутного наслаждения, мораль рабов – весьма относительна. Рабы созданы для того, чтобы подчиняться. Этой морали противопоставляется мораль господ. Ницше связывает её с нравственным идеалом, идеалом сверхчеловека, к которому должны стремиться люди. Сверхчеловек будет настолько отличаться от людей, что его можно рассматривать как особый биологический вид; ему присуща – глубокая индивидуальность, умеренность, власть над своими страстями, разумное планирование жизни. Все эти качества он связывает с волей к власти. Здесь он понимает её как искусство жизни, в которой человек учится управлять самим собой. Воля и власть приводит к борьбе. Следствие борьбы – возникновение государства - мудрой организации защиты индивида друг от друга.
Ницше рассматривает государство как абстрактный принцип:
I. - некая необходимость, которая дисциплинирует людей;
- поддерживает и развивает культуру;
- даёт нации жизненные силы.
II. Реализуется принцип строгой иерархии, в которой государственная власть будет предоставляться людям в силу их выдающихся духовных качеств.
Ницше пропагандирует аристократический кастовый строй. Объясняет деление людей на типы по их биологическим особенностям.
Ницше выделяет следующие типы людей:
I. – гении (обладают высочайшими качествами);
II. – исполнители воли гения (их правая рука и лучшие ученики – это стражи порядка и права: царь, воины, судьи и др. блюстители закона);
III. – прочая масса посредственных людей.
В то же время Ницше рассматривает государство как насилие над личностью. Если государство не выполняет своих целей и извращает их, оно становится смертью народа. Главный признак упадка государства – господство толпы или массы. Толпа – ничем не примечательные личности, живущие по морали рабов; демократия – это упадок цивилизации.
Ницше выделяет 2 типа государства:
- аристократический;
- демократический (упаднический).
В соответствии с выделением двух типов государств выделяет два типа права. В основе каждого из них лежит стремление к утверждению существующих основ власти. С одной стороны – право может обеспечить естественную иерархию общества и господство благородных творческих личностей; с другой – может послужить интересам массы.
Право – есть нечто вторичное, производное от воли к власти, результат войны и победы.
Ницше исследует типы права и государства. Наилучшим видом организации общества считает Римскую империю. Высоко оценивает императорскую Россию – образец совершенной политики – теория Макиавелли.
Утверждает, что к началу XX века прошло время мелкой политики. Утверждал, что XX век – век борьбы за мировое господство.
Ницше был убеждённым антисоциалистом. Утверждение социализма он допускал в качестве эксперимента.