Политические взгляды Фридриха Ницше.

Органическая теория государства Герберта Спенсера.

Герберт Спенсер(1820 – 1903 гг.) - английский философ, один из представителей позитивной теории. Одним из его трудов является «Принципы социологии».

По Спенсеру для изучения социальных явлений, он предлагает использовать в социологии аналогии и термины из биологии.

Спенсер рассматривает человеческое общество как единый организм, а не сумму индивидов. Полагает, что на общество действуют такие природные законы, как законы эволюции. В жизни общества процессы роста и усложнения их структуры и функций происходят в виде:

- увеличения объёма;

- усиления дифференциации;

- возрастания интеграции.

Спенсер выделяет 2 стадии развития государства:

1 стадия – государства военные (хищнические);

2 стадия – тип промышленный.

1 стадия. Характеризуется поглощением личности интересами государства. Главная цель – самосохранение общества, а не защита каждого индивида. Жизнедеятельность подчинена военным нуждам, личные цели индивида не учитываются, а права даруются как поощрение. Индивид – собственность государства.

Характерные черты:

- тотальная регламентация;

- управление с помощью насилия.

В таком государстве, общество – это распущенное по домам войско.

Военный тип стремится производить всё собственными силами; и развитие, и усложнение хозяйственной деятельности приводит к переходу на новую ступень развития – к промышленному типу.

2 стадия. Для промышленного типа государства характерно: существование обязательного договора, социальный контроль сводится к запрещению; развитие промышленности и торговли; неприкосновенность личности; охрана собственности; равенство всех перед законом.

Основная задача государства – охрана прав и интересов каждого гражданина. Такая всемерная забота о благосостоянии граждан является не только ненужной, но и вредной. Каждый индивид обязан заботиться сам о себе. Если государство вмешивается в этот процесс (процесс естественного отбора), то это приводит к снижению морального и интеллектуального уровня людей.

Спенсер был противником социализма. Социализм – это враг свободы. Он приведёт только к расширению сферы принуждения.

 

Фридрих Вильгельм Ницше (1844 – 1900). Его политические и правовые взгляды освещаются в работах «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти» и др.

Основную проблему его произведений составляет соотношение добра и зла, морали, права и поиск идеального социального строя.

По Ницше человеком во всех его действиях движет воля к власти, основной человеческий инстинкт.

Ницше выделяет 2 вида морали:

1. Мораль господ

2. Мораль рабов

Отличие между ними заключается в том, что рабы ищут, как правило, сиюминутного наслаждения, мораль рабов – весьма относительна. Рабы созданы для того, чтобы подчиняться. Этой морали противопоставляется мораль господ. Ницше связывает её с нравственным идеалом, идеалом сверхчеловека, к которому должны стремиться люди. Сверхчеловек будет настолько отличаться от людей, что его можно рассматривать как особый биологический вид; ему присуща – глубокая индивидуальность, умеренность, власть над своими страстями, разумное планирование жизни. Все эти качества он связывает с волей к власти. Здесь он понимает её как искусство жизни, в которой человек учится управлять самим собой. Воля и власть приводит к борьбе. Следствие борьбы – возникновение государства - мудрой организации защиты индивида друг от друга.

Ницше рассматривает государство как абстрактный принцип:

I. - некая необходимость, которая дисциплинирует людей;

- поддерживает и развивает культуру;

- даёт нации жизненные силы.

II. Реализуется принцип строгой иерархии, в которой государственная власть будет предоставляться людям в силу их выдающихся духовных качеств.

Ницше пропагандирует аристократический кастовый строй. Объясняет деление людей на типы по их биологическим особенностям.

Ницше выделяет следующие типы людей:

I. – гении (обладают высочайшими качествами);

II. – исполнители воли гения (их правая рука и лучшие ученики – это стражи порядка и права: царь, воины, судьи и др. блюстители закона);

III. – прочая масса посредственных людей.

В то же время Ницше рассматривает государство как насилие над личностью. Если государство не выполняет своих целей и извращает их, оно становится смертью народа. Главный признак упадка государства – господство толпы или массы. Толпа – ничем не примечательные личности, живущие по морали рабов; демократия – это упадок цивилизации.

Ницше выделяет 2 типа государства:

- аристократический;

- демократический (упаднический).

В соответствии с выделением двух типов государств выделяет два типа права. В основе каждого из них лежит стремление к утверждению существующих основ власти. С одной стороны – право может обеспечить естественную иерархию общества и господство благородных творческих личностей; с другой – может послужить интересам массы.

Право – есть нечто вторичное, производное от воли к власти, результат войны и победы.

Ницше исследует типы права и государства. Наилучшим видом организации общества считает Римскую империю. Высоко оценивает императорскую Россию – образец совершенной политики – теория Макиавелли.

Утверждает, что к началу XX века прошло время мелкой политики. Утверждал, что XX век – век борьбы за мировое господство.

Ницше был убеждённым антисоциалистом. Утверждение социализма он допускал в качестве эксперимента.