Историческая школа права.
Теория Чезаре Беккариа.
Чезаре Беккариа (1738-1794) – представитель естественного права итальянского Просвещения.
Историческая школа права зародилась в конце XVIII века в Германии и сформировалась в первой половине XIX века. Основой данной школы является мысль о том, что право возникает исторически. В своих идеях представители школы исходят из критики теории естественного права и абсолютизма. Представителями школы являются Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Фридрих Пухта.
Густав Гуго (1764-1844) – основатель исторической школы. Свои взгляды изложил в книге «Учебник естественного права, или философия положительного права».
Фридрих Карл Савиньи (1779-1861) - брошюра «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению»; шеститомник «Система современного римского права».
Георг Фридрих Пухта(1798 - 1846) - «Обычное право», «Курс институций».
Теоретики исторической школы права высмеивают естественноправовую доктрину, а также тезис «о позитивном праве как искусственной конструкции, создаваемой нормотворческой деятельностью». Они утверждают, что действующее в государстве право – частное и публичное, возникает спонтанно. Своим происхождением право обязано законодателям.
Густав Гуго проводит характерное сравнение права с языком. Подобно тому, как язык не устанавливается абсолютизмом, не учреждается по чьему-либо указанию, так и право создается не только и не столько усмотрением законодателя, сколько путем самостоятельного развития через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно принимаемых народом в силу адекватности, соответствующим условиям жизни.
Акты законодательной власти дополняет позитивистское право. Оно произрастает из обычного права, которое в свою очередь возникает из национального духа, из народного сознания.
Гуго пытается истолковать становление и жизнь правовых норм как определенный объективный ход вещей. Этот ход непроизволен, он приспосабливается к современным условиям жизни, людям лучше не вмешиваться в этот процесс.
Савиньи полагает, что право эволюционирует вместе со стихийным движением народного духа. Динамика права есть органический процесс. Всю историю права он видит как развитие некой субстанции, которая как зерно изначально покоится на почве народного духа. На первом этапе своего развития право – это обычай, на втором – право начинает подвергаться обработке со стороны ученых-правоведов, не теряя связи со своими корнями.
Пухта говорит, что бесполезно конструировать и навязывать людям исключительную правовую систему. Право вытекает из народного духа так же как язык и нравы. Как часть общенародной культуры, как часть всего общего организма, правовое явление развивается в том же режиме и по тем же стадиям, что и эволюция народной жизни, т.е. право имеет свою историю.
Историческая школа права имеет свои недостатки:
- во-первых, историческая школа утверждает постоянство народного духа;
- во-вторых, большое влияние уделяет эволюции.
ТЕМА 11. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XΙX В.
План
1. Общая характеристика направлений политико-правовой мысли в Западной Европе в первой половине XΙX в;
2. Консервативные теории государства и права;
3. Английский либерализм;
4. Французский либерализм;
5. Политические взгляды О.Конта;
6. Теория критического, утопического социализма;
7. Идеология анархизма;
1.Общая характеристика направлений политико-правовой мысли в Западной Европе в первой половине XΙX в.
Теории:
- консерватизм.
- либерализм.
- социализм.
- позитивизм.
- анархизм.
Консерваторы: Жозеф де Местр, Луи де Бональд, Эдмунд Бёрк.
· Защита абсолютной монархии;
· Критика буржуазии, демократии, конституции;
· Защита дворянства и католической церкви.
Либерализм: Англия: Иеремия Бентам, Джон Стюарт Милль.
Франция: Бенжамен Констан, Алексис де Токвиль.
Liberum – «свободный».
· отстаивали свободу предпринимательской деятельности, частной собственности;
· невмешательство государства в личную жизнь и в экономику.
Соцализм. Критический утопический социализм:
- Анри де Сен-Симон;
- Шарль Фурье;
- Оуэн.
Критиковали капитализм и частную собственность.
Позитивизм: Огюст Конт…. Это направление в науке, которая стремиться вывести позитивное знание о человеке, обществе и государстве.
Анархизм: Прудон, Бакунин, Кропоткин. «А» - мать порядка.
· Государство есть зло, его необходимо ликвидировать; наилучшее устройство анархическое.
· Анархия – это не беспорядок.
· Есть союзы людей самоуправляющихся, которые определяют для себя нормы поведения, но этот порядок основан на Договорах.