Обоснование абсолютной монархической власти немецкими мыслителями.
И ИТАЛИИ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ
ТЕМА 10. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ГЕРМАНИИ
План
1. Обоснование абсолютной монархической власти немецкими
мыслителями;
2. Теория Чезаре Беккариа;
3. Историческая школа права.
Самуил Пуфендорф (1632-1694) – известный немецкий юрист и историк, основатель светской юриспруденции.
Среди многочисленных работ Пуфендорфа особое значение имеет труд «Об обязанностях человека и гражданина».
Он вводит антропологический подход. Согласно этому подходу человек – это существо разумное и свободное. Он стремится к спокойному проживанию с себе подобными. Люди создают некие нормы, которые должны соблюдаться всеми людьми независимо от их происхождения. Так формируется разумный правопорядок.
Но в естественном состоянии невозможно обеспечить свободу и равенство индивидов без принудительной власти. В человеческой природе присутствует эгоистическое начало, страсти и страхи. Таким образом, неуверенность в себе и естественная свобода оборачиваются властью одних над другими. Поэтому в целях безопасности и порядка люди создают государство.
В основе возникновения государства лежит договор между семьями, инициатором которого является Бог. Данный договор включает два вида соглашения: договор объединения и договор подчинения (в нем определяются права и обязанности подданных и правителя).
Государство – это форма общности людей, где правопорядок обеспечивается верховной властью, делегированной народом правителю.
Лучшей формой правления Пуфендорф считал монархию, поскольку ее плюсами являются единство всех ветвей власти, обеспеченность суверенитета, юридическая неотвратимость монарха за собственные деяния. Он считает противозаконным всякое сопротивления воле монарха.
Последователем Пуфендорфа был Христиан Томазий (1655-1728) – первым в Германии начал читать лекции по естественному праву.
Выступает против тезиса «о греховной природе человека». Человек – это существо разумное, именно из разума человек производит фундаментальные принципы естественного права. По природе своей человек стремится к счастью, достижение которого – нормы человеческого общежития. Христиан Томазий говорит, что в естественном состоянии люди не знают неравенства, принуждения, частной собственности, но природный эгоизм порождает конфликты между людьми.
Наилучшая форма правления – абсолютная монархия. Источник власти монарха – согласие подданных. Правителя и подвластных связывают взаимные обязанности. Подданные исполняют властные предписания монарха, а он гарантирует благо. В случае посягательства правителя на естественные права и свободы – граждане могут свергнуть его. Что же касается самого правления, то Томазий делает акцент на соотношение права и морали. Говорит, что конфликты возникают из-за несоответствия внутренних побуждений и внешнего поведения человека. Внутренние мотивы поведения должны регулироваться нормами морали – представлениями о добре и зле. Они создают систему смыслов, ценности, идеалы человека. Эта система формально нигде не закреплена, и моральные нормы действуют в той мере, в какой человек сознает их справедливость. Нормы права регламентируют внешнее поведение людей и основываются на государственном принуждении. Право – это властное предписание о государственной власти, которые закреплены в официальных актах. Томазий утверждает, что достижение всеобщего блага и всеобщего счастья возможно только при постоянном моральном самосовершенствовании людей.
Христиан Вольф(1679-1754). Разработал доктрину просвещенного абсолютизма. Свои взгляды Вольф изложил в труде «Описание естественного права научным методом».
Согласно доктрине Вольфа люди по своей природе разумны, свободны и стремятся к счастью. Достижение этого возможно только при условии морального самосовершенствования. В соотношении с представлениями о добре и зле, люди утверждают такие нормы поведения, которые могут гарантировать установление справедливого правопорядка.
Государство возникает как договор между семьями, целью которого является достижение общего блага. Суверенная власть правителя образуется сложением воль участников договора об образовании государства. Носителем государственного суверенитета является просвещенный монарх, опирающийся на согласие подданных.
В государстве существует право и позитивный закон. При этом верховенством обладает позитивный закон, так как именно он устанавливает масштаб индивидуальной свободы. Право – это мера должного поведения, установленного самим правителем. Естественное поведение – это соблюдение запретов и выполнение обязанностей, закрепленных позитивным законом. Мудрый правитель в своей опеке над населением действует с помощью позитивных законов и опирается на государственное принуждение. Все стороны жизни граждан должны быть строго регламентированы государством.