Общая характеристика политико-правовых воззрений Древнего Востока.
ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Периодизация истории политических и правовых учений.
Периодизация истории политических и правовых учений необходима для понимания логики развития воззрений на государство и право.
Подходы к периодизации:
1) формационный. Делит историю на формации (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая, коммунизм).
Недостаток данного подхода заключается в том, что смена формаций не всегда влечет к смене государственного строя. Большинство теорий сложно отнести к конкретной формации;
2) исторический.
Периоды: Древний мир, Средние века (Возрождение и Реформация), Новое время и Новейшее время;
3) социетальный. При данном подходе политико-правовые доктрины рассматриваются с точки зрения их культурной, религиозной и социально-экономической обусловленности, принимается во внимание соотношения государства и общества, при котором обеспечивается определенная степень индивидуальной свободы личности и её гарантии и роль в процессе.
Этапы:
1) традиционное общество (4 тыс. до н.э. – начало XVI века).
Для данного периода характерна зависимость индивида от общества и государства, его социальный принадлежности. Государство в этот период при помощи права определяет социальную структуру и устанавливает права и обязанности различных социальных групп.
Для политико-правовых доктрин характерна классификация людей по их социальному статусу.
2) становление гражданского общества (XVI-XVIII века). Этому способствовали периоды Возрождения, Реформации и Просвещения. Здесь возникают, обосновываются и притворяются в жизнь принципы ограниченного правления, равенства всех социальных групп перед законом и судом, возрастает роль права в регулировании общественных отношений, формируются международные стандарты общения государств;
3) современный этап гражданского общества (XIX-XX века). Для данного периода характерно усложнение отношений государства и индивида и многообразие подходов к объяснению политико-правовых явлений.
План
1. Общая характеристика политико-правовых воззрений Древнего Востока;
2. Политико-правовая мысль Древнего Египта, Древнего Израиля;
3. Политико-правовая мысль Древней Индии;
4. Политико-правовая мысль Древнего Китая.
Возникновение и содержание политико-правовых воззрений Древнего Востока обуславливается следующими моментами:
1) характером социально-экономических отличий государства Древнего Востока – Египет, Индия, Китай, Персия, Вавилон, Израиль. В этих государствах господствовало патриархальное натуральное хозяйство, государственная и общественная собственность на землю. Верховным владельцем земель является правитель.
2) особой культурной традицией – для мировоззрения Древнего Востока характерно постоянное постижение истины, объяснение общекосмического единства мира и человека, гармонии небесного и земного; один из главных аспектов делается на отрешённость от мировой суеты.
Политико-правовые учения на Древнем Востоке выполняет следующие функции:
· целеполагания и мобилизации;
· духовного освоения мира и объяснения его порядка;
· легитимизация власти существующего социального и политического порядка.
Черты политико-правовых учений Древнего Востока:
1) Традиционализм;
2) Религиозно-мифологическая форма представлений о государстве;
3) Связь с природой;
4) Условия жизни общества обосновываются как божественное установление;
5) Политико-правовые теории не представляют обособленной формы знаний, являются частью мифологического мировоззрения, что объясняется неструктурированностью в то время человеческого мышления;
6) Её прикладной характер (политика рассматривается как искусство управления, государственная власть персонализирована);
7) Защита в разных теориях господствующего класса.
Таким образом, в государствах Древнего Востока политико-правовая мысль представляет собой своеобразную смесь религиозных верований, мифологических представлений, моральных запретов и поучений прикладного характера.