И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
Краткий конспект лекций
Составитель: ст. преп. Гарбузова Е.В.
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ
План
1. Предмет и метод истории политических и правовых учений;
2. Периодизация истории политических и правовых учений.
1. Предмет и метод истории политических и правовых учений.
История политических и правовых учений - наука, которую можно отнести к теоретическим и историческим юридическим наукам.
История политических и правовых учений тесно связана с Общей теорией права, Конституционным правом зарубежных стран, историей государства и права, философией права, историей философии.
Как самостоятельная наука История политических и правовых учений сформировалась в эпоху Просвещения как попытка объяснить закономерности происхождения, развития, функционирования и социального назначения государства и права, а также как попытка найти оптимальную модель их соотношения.
Предметом истории политических и правовых учений является совокупность идей, теорий, доктрин, дающих целостное представление о сущности и формах политики, власти, государства и права, закономерностях их происхождения, развития и функционирования, их месте и роли в жизни общества и человека на различных этапах исторической эволюции и в различных странах.
Специфика истории политических и правовых учений:
1) наука изучает только целостные, завершенные системы взглядов, а не разрозненные идеи;
2) предмет истории политических и правовых учений имеет форму учений, доктрин, теорий;
3) политико-правовая доктрина (учение, теория) – специфическая форма осмысления, усвоения и преобразования политико-правовой действительности.
В структуру политико-правового учения входит 3 элемента:
1. теоретическое содержание учения – система выводов и положений, рассматривающих природу, сущность и назначение политико-правовой идеи;
2. политическая идеология – система идеалов и ценностей, в которых осознаются и оцениваются отношения классов и социальных групп к государству и праву;
3. доктринальная основа – совокупность приемов и способов познания и интерпретации государства и права.
Например, понимание государства как результата общественного договора вытекает из доктрины естественного права, которое явилось методологией объяснения политико-правовой действительности в XVII в. и объективно выражает интересы зарождающейся буржуазии.
История политической и правовой мысли формируется начиная с предыстории науки, проходя следующие этапы:
1) предыстория науки – 4 тысячелетие до н.э. – XVIII в. н.э. Науки ещё не существовало, но были сформулированы многие теории, оказавшие влияние не только на развитие науки, но и на политику конкретных государств.
Изначально представление о государстве и праве выражалось в религиозно-мифологической форме; с развитием рационалистического объяснения действительности учение принимает форму философско-этических теорий.
2) институционализация истории политических и правовых учений – XVIII – XIX вв. Рационально-этическая форма знаний.
3) современный этап – XX – XXI вв. Плюрализм взглядов и теорий.
Методологиявключает в себя 3 группы методов:
1) общенаучные методы:
- исторический – позволяет определить место и значение теории в современной системе знаний; выявить совокупность социальных факторов, которые повлияли на развитие отдельной теории; определяет идеологию классов, господствующих в определенный период времени; устанавливает логику развития учений о государстве и праве;
- социологический – определяет социальные факторы, условия жизни общества, которые вызвали к жизни конкретное учение, а также каким образом это учение повлияло на жизнь общества;
- нормативно-ценностный – определяет идеалы и ценности, лежащие в основе учения.
2) общелогические методы (анализ, синтез, дедукция, индукция и т.д.).
3) специальные юридические методы (правовое моделирование, толкование, сравнительный правовой и т.д.).
Использование методов зависит от господствующей парадигмы, т.е. модели теоретического истолкования, которая представляет собой совокупность познавательных принципов и приемов отражения политико-правовых явлений.
Парадигмы:
1) теологическая (Израиль, Западная Европа в Средние века, Исламские государства);
2) натуралистическая (Древняя Греция, Древняя Индия, учение Спинозы) Здесь все политико-правовые явления объясняются с той же точки зрения, что и явления природы;
3) юридическая (Древний Китай, Персия). Все политико-правовые явления объясняются с формальной точки зрения права;
4) социологическая (социальная) - настоящее время.