Творчество Танидзаки Дзюнъитиро и Нагаи Кафу

Творчество Кавабата Ясунари

Выдающийся мастер современной японской прозы Кавабата Ясунари, широко известный и до войны своими произведениями «Снежная страна», «Танцовщица из Идзу» и др., лауреат Нобелевской премии 1968 г., сохранил своеобразие своей творческой манеры и продолжал работать в духе классических традиций национальной литературы. Его лучшие произведения − повесть «Тысяча журавлей» («Сэмбадзуру», 1951), удостоенная в 1952 г. премии японской Академии искусств, «Стон горы» («Яма-но ото». 1954), «Старая столица» («Кото», 1962) свидетельствуют о том, что он верен избранному пути синтеза лирического и реалистического начал в творчестве.

Фон повести «Тысяча журавлей» составляет национальная специфика − чайная церемония, возведенная в Японии в ранг высокого искусства. С эстетикой этого обряда полностью гармонирует внешний и духовный облик героини − красавицы Юкико. Описание прекрасного и изящного придает своеобразное обаяние произведениям Кавабата Ясунари. Однако нельзя сказать, что его произведения изолированы от современной действительности; напротив, в них всегда чувствуется непосредственная связь с жизнью, герои его произведений − это люди послевоенной Японии.

Роман Танидзаки Дзюнъитиро «Мелкий снег» (1944−1947) раскрывает перспективный путь развития реализма в японской литературе. Сюжет произведения связан с судьбой четырех сестер Макиока. Традиции средневекового жанра моногатари проявились в романе Танидзаки Дзюнъитиро. Воплощение культа «вечной женственности» обнаруживается в образе главной героине романа Юкико. Атмосфер японского быта и нравов широко представлена в романе, особое внимание уделено обычаю смотрин. Синтез лирического и реалистического начал художественного повествования, достигнутый в романе «Мелкий снег». Романы «Ключ» (1956) и «Дневник сумасшедшего старика» (1962) выступают как косвенное свидетельство глубочайшего кризиса современной буржуазной морали.

Новые штрихи обнаруживаются в послевоенном творчестве Нагаи Кафу. Рассказ «Орден» (1946) является антивоенным произведением писателя. Современная тематика раскрывается в военном дневнике Нагаи Кафу «Дневник пострадавшего».

Выводы по теме

Писатели традиционного направления принадлежат к различным направлениям в литературе, объединение их под общим названием является условным. Традиционные писатели, возобновив свое творчество после войны, остались верными своим темам в литературе. Однако произошло и обновление их творчества под влиянием современной жизни. В это объединение включились и новые авторы, раскрывающие актуальные вопросы современности.