Творчество Абэ Томодзи

Творчество Исикава Тацудзо

Большие изменения произошли в творчестве Исикава Тацудзо. После нашумевшей истории с повестью «Живые солдаты» (Исикава Тацудзо как ее автор был привлечен к суду, а само произведение конфисковано и запрещено) писатель ушел в так называемую «нравоописательную литературу». В то время Исикава Тацудзо было свойственно немало предрассудков, характерных для определенных слоев японской интеллигенции. Социальная тематика надолго исчезла из его творчества. После войны, в 1947 г., выходит в свет роман Исикава Тацудзо «Надежды не утрачены» («Нодзоми-наки-ни арадзу»), в котором уже намечается отход писателя от «нравоописательной литературы». Творческая эволюция Исикава Тацудзо свидетельствует о его возвращении к социальной тематике.

В 1951 г. он заканчивает произведение «Тростник под ветром» («Кадзэ-ни соёгу аси»). Этот роман составил переломный этап в творчестве Исикава Тацудзо, знаменовал собою возвращение писателя к лучшим традициям − к традициям повестей «Обездоленные» и «Живые солдаты».

В романе «Тростник под ветром» Исикава Тацудзо с большой художественной силой обличает тех, кто вверг страну в жестокую и несправедливую войну. Путь пассивного сопротивления, избранный героями романа, при всей их честности и мужестве, не мог привести их к победе. Но для того, чтобы понять необходимость борьбы на стороне народа, и писателю, и его героям требовалось время.

Раскрытие сложной внутренней борьбы, переживаемой писателем, в романе «Сопротивление сорокавосьмилетнего» (1956) свидетельствует о стремлении вступить на путь возрождения.

Героиня следующего романа Исикава Тацудзо, «Стена человеческая» («Нингэн-но кабэ», 1959), учительница Фумико становится настоящим борцом за справедливость, активной деятельницей профсоюза учителей. В ткань произведения введено много документального материала, произведение можно назвать романом-очерком. В книге прослеживается процесс становления личности главной героини романа, которая вырастает от стороннего наблюдателя происходящих событий до активного борца, защитника конкретного добра и гуманности. Проблемы воспитания и обучения молодого поколения поставлены в романе. Проблема, поднятая в романе «Стена человеческая» очень актуальна, так как она связана с воспитанием и обучением молодого поколения. Роман Исикава Тацудзо экранизирован и пользуется большой известностью в Японии.

О судьбах и настроениях японской молодежи послевоенного времени рассказывает известный японский писатель Абэ Томодзи (1903−1973) в повестях «Черная тень» («Курой кагэ»), «Смутная ночь» («Обороя»), вышедших в 1948 г., и «Искусственный сад» («Дзинко тэйэн», 1953). Повесть «Искусственный сад» неоднократно переиздавалась, была экранизирована и приобрела хрестоматийную известность. Она привлекает остротой поставленных в ней проблем воспитания японской молодежи послевоенных лет и утверждением мысли о том, что молодежь должна сама решать свою судьбу. Писатель изображает жестокую борьбу, которую ведут герои повести, выступая против старой японской морали, на протяжении долгих веков угнетавшей японскую женщину.

В небольшом городе на средства старой аристократки был создан частный женский колледж, своего рода «искусственный сад». Этот колледж организован наподобие буддийской монастырской школы, руководители его стремятся воскресить старую феодальную мораль и сделать из своих воспитанниц «образцовых жен и мудрых матерей». Такая система воспитания приводит одну из героинь повести, студентку Ёсиэ, к самоубийству. Смерть Ёсиэ вызывает бурю протеста среди воспитанниц, теперь уже никто из них не желает терпеть те порядки, которые установлены в «благоуханном искусственном саду».

Тревога за судьбы молодежи, сознательно развращаемой буржуазией, видна и в романе Абэ Томодзи «Белый обелиск» («Сирой то», 1966). Роман «Белый обелиск» − произведение, повествующее о судьбах японской интеллигенции нашего времени. Писатель показывает, какой огромный сдвиг произошел в сознании японского народа и его интеллигенции в послевоенные годы. Герои этого романа Абэ Томодзи −уже не пассивные наблюдатели событий, а люди, способные на активное сопротивление силам реакции. Показ сложности и бескомпромиссности идеологической борьбы на современном ее этапе составляет содержание произведения. Этим произведением Абэ Томодзи призывает людей встать в ряды борцов за демократическую и миролюбивую Японию.

Немало сил Абэ Томодзи отдавал общественной деятельности: в течение ряда лет он являлся членом Всеяпонского комитета борьбы за мир.