Учебная информация

Учебные вопросы

1. Роман «Нарушенный завет».

2. Переход к автобиографической прозе.

3. Годы кризиса в творчестве Тосон.

4. Усиление позиций реализма в произведениях Тосон

Роман «Нарушенный завет» в творчестве Тосон

Утверждение художественных и общественных позиций японского натурализма связано с творчеством Симадзаки Тосон (1872−1943). Первым произведением писателя явились «Тикумагава-но скэтти» («Очерки реки Тикума», 1900). За очерками последовал ряд повестей и рассказов. Роман «Хакай» («Нарушенный завет», 1906) посвящен общественной проблематике, он освещает положение отверженных – касты эта. Очевидно влияние Ф.М.Достоевского на творчество Тосон, в частности его романа «Преступление и наказание». Роман расценивается исследователями как произведение критического реализма, что демонстрирует сложность метода «сидзэнсюги». Его герой, школьный учитель Усимацу, по рождению принадлежит эта и скрывает это от окружающих, помня завет отца. Однако, осознав свое малодушие, он решительно признается в своем происхождении перед учениками и коллегами. Роман содержит острую критику феодальных и сословных пережитков. Хотя указ 1871 г. формально отменил неравноправное положение эта, отношение к ним как к неприкасаемым еще сохранялось в обществе.

Переход к автобиографической прозе

Переход к автобиографической прозе наметился в романе «Хару» («Весна», 1908). С этого момента творчество его носит целиком автобиографический характер, хотя соотношение в его автобиографических произведениях реализма, натурализма, историзма постоянно менялось. В романе Тосон описывает события своей молодости, 1893−1895 гг. Роман показывает жизнь, деятельность и настроения литературной группы «Бунгакукай», одной из самых прогрессивных группировок того времени. Прототипами героев романа были члены «Бунгакукай» во главе с Китамура Тококу (в романе – Аоки Сюньити). Сам Тосон показан в романе под именем Кисимото Сутэкити.

Название романа Тосону дала известная картина Боттичелли. Сам автор объяснял, что название этого романа имеет довольно сложный смысл. «Весна» в данном случае – не время года. Она включает в себя «весну идеалов», «весну искусства», «весну жизни». Тосон возвращался к воспоминаниям о Тококу в течение всей своей жизни, но образ Аоки, данный в «Весне», является самым ярким, хотя он и не может претендовать на документальную точность. Тосон старался описывать внешнюю сторону событий лишь частично, предоставляя остальное воображению читателей. По мнению некоторых японских исследователей, это влекло за собой и недостаток выразительности, большое количество неясностей, умалчивание ряда деталей. Отсутствие в романе мелочной биографичности позволило Тосон подняться до значительных обобщений. Получился реалистический роман о романтизме, роман зрелого тридцатипятилетнего писателя о своей «весне».

Роман «Иэ» («Семья», 1911) представляет социальное полотно японской жизни. Семья, несмотря на 40 лет, прошедшие после реставрации Мэйдзи, еще не сбросила тяжесть феодального уклада, и Тосон болезненно переживал это. Сюжетом романа послужили события его жизни. В «Семье» тема сужена показом судьбы лишь двух семей; действие почти не пересекает порога дома. Однако события в жизни семей героя романа – Коидзуми Санкити и мужа его сестры Хасимото представляются не отдельными, случайными событиями, которые можно было бы объяснить порочностью характеров героев. Это – цельная картина деградации японской семьи, не сбросившей с себя пут феодального уклада и неуклонно разрушающейся под влиянием развития капиталистических отношений, которые хотя и не показаны непосредственно, но ощущаются во всей атмосфере произведения. В японской литературе немного произведений, в которых с такой же отчетливостью, как в этом, вырисовывались бы муки человека под гнетом полуфеодального семейного уклада.