Вопросы для самопроверки

Заключительный этап творчества.

В дальнейшем в его творчестве можно усмотреть еще одно явление – исторический роман на автобиографическом материале «Токи ва сугиюку» («Время уходит», 1916). Поставив в центре внимания образ своего деда – Ёкода Рёта, Катай описал историю его семьи на протяжении почти 50 лет – от первых годов Мэйдзи до Тайсё (1867−1915), показал судьбу типичных представителей низших слоев общества. Катай с грустью рассказывает о несчастьях, одно за другим обрушивающихся на деда и его жену: исчезновение сына, смерть дочери, потеря работы зятем и его смерть в нищете. Но вместе с тем автор восхищается мужеством, с которым они противостоят ударам судьбы и сохраняют преданность своему бывшему сюзерену, отчасти явившемуся причиной их бедствий. Катай, как и раньше, изобразил в романе неумолимую силу «времени, подавляющего волю человека», но вместе с тем «попытался провести мысль о бесконечности человеческой жизни».

Последние годы жизни Катай посвятил историческим романам, таким как «Минамото Ёситомо» (1924), «Шальная стрела» (Нагарэя, 1925), «Жена Митинори» (Митинори-но цума, 1926) и др. Но и в это время он не переставал писать автобиографические произведения. Повесть «Сто ночей» (Хякуя, 1927), завершающая ряд произведений о его любви к Ханда Ёнэ, появилась за три года до смерти писателя. Эту повесть называют «Лебединой песней Катай».

Выводы по теме

Произведения японского натурализма способствовали утверждению в японской литературе реалистической прозы. Таяма Катай, выступив теоретиком натурализма, реализовал свои теоретические установки в ряде произведений. Он заложил основы эгобеллетристики, получившей широкое распространение в Японии.

1. Этапы развития японского натурализма.

2. Начало творчества Таяма Катай.

3. Эгороман «Футон» как отражение установок натурализма.

4. Развитие идей натурализма в трилогии Таяма Катай.

5. Антивоенные произведения писателя.

6. Жанр исторического романа в творчестве Таяма Катай.

Список литературы

1. История современной японской литературы / Пер. с яп. под ред. Н.И.Конрада. − М. : Изд-во иностр.лит., 1961. – 429 с.

2. Конрад, Н.И. Очерки японской литературы / Н.И.Конрад. − М. : Худож.лит., 1973. – 463 с.

3. Конрад, Н.И. Японская литература. От «Кодзики» до Токутоми / Н.И.Конрад. − М. : Наука, 1974. – 567 с.

4. Литература Востока в новое время : учебник / И.В.Боролина [и др.]; под ред. И.С.Брагинского [и др.]; Моск. гос. ун-т. − М. : Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 706 с.

5. Рехо, К. Русская классика и японская литература / К.Рехо. - М. : Худож.лит., 1987. – 352 с.

ТЕМА 27. Автобиогрпафический жанр в творчестве Симадзаки Тосон (4 ч.)

Цели и задачи: изучение творческой эволюции Симадзаки Тосон.