Творчество Кобаяси Исса

Новую жизнь искусству хайкай дал поэт Кобаяси Исса (1763-1827). Выросший в низших слоях общества, он принес в поэзию свежесть и самобытность сельской природы, боль за бесправных и обиженных, едкую насмешку над феодалами и купцами. Обыденные образы, и даже приземленные, Исса сочетает с серьезным отношением к действительности. Он пишет о совершенно ничтожных существах – блохах, мухах, о скромной вороне и неприметном воробье:

Раз хороший урожай,

Прилетайте,

Поешьте риса, мухи!

Стремление преобразить банальное, увидеть в нем эстетический смысл, выразилось у Исса в обращении к будничным явлениям. Это определило тематику его лирики, как правило, − камерную и характер лексических средств. Язык простолюдинов полноправно утвердился в его поэзии, так же как и местный диалект. Просторечие оказывает эффективное эмоциональное воздействие.

Исса немало стихов посвятил детям, известен его цикл хайку, написанный для безвременно ушедшей дочери. В этот цикл он включил и стихи других поэтов, в том числе и Басё. Он своем горе отца Исса писал в дневнике «Орэ га хару» («Моя весна», 1819), в стихах и прозе рассказывающем о судьбе поэта: «Я знал: бесполезно плакать – вода, протекая под мостом, не возвращается, и опавшие лепестки исчезают бесследно. Но я не мог, просто не мог оборвать эти, связывающие меня, узы человеческой любви:

Мир росы

Есть мир росы.

И все же…»

Стихотворение стало знаменитым в творчестве поэта как символ скорби и признания бренности мира, в котором человек бессилен перед судьбой. Сострадание поэта малому, хрупкому, слабому наполняет его лирику сердечной теплотой.

В дневнике Исса присутствуют картины народной жизни с ее печалями и радостями, трудами и заботами, обычаями и верованиями. В дневнике 21 глава и 282 стихотворения. Творческое внедрение стихов других авторов помогает поэту глубже раскрыть замысел своего произведения. Это 42 стихотворения 34 авторов – Басё, его учеников и других поэтов хайкай, есть произведения и поэтов танка.

Дневник был задуман как описание одного года в жизни Исса, но затем поэт ввел в повествование события, которые произошли в другое время, жили в его сознании на протяжении нескольких лет. Таким образом, год, развернутый перед читателем, предстает художественным вымыслом. Он открывается грустным аккордом:

Даже радость –

Наполовину.

Моя весна…

Завершается дневник смиренным упованием на волю Будды.

Исса преобразил поэзию хайкай, приблизил ее к повседневным заботам человека, но не утратил и ценностей, заложенных художественной традицией.

Выводы по теме

Ёса Бусон и Кобаяси Исса стали достойными хранителями заветов Басё. Они смогли преобразовать поэзию хайкай, вдохнуть в нее новую жизнь, дать ей полнокровное развитие в новую эпоху и способствовать сохранению искусства хайкай для будущих поколений.