Творчество Ёса Бусон
Учебная информация
Учебные вопросы
Вопросы для самопроверки
1. Дневник «Нодзараси кико»
2. Антологии «Фую-но хи» и «Хару-но хи»
3. Дневники «Касима модэ» и «Сарасина кико»
4. Дневник «Ои-но кобуми»
5. Антологии «Арано» и «Хисаго»
6. Дневник «Оку-но хосомити»
7. Антология «Сарумино»
8. Антология «Сумидавара».
Список литературы
Басё. «…Любуясь прекрасным, я жил, как хотел» (Путевые дневники, избранная проза, письма, размышления об искусстве). / Пер. В. С. Сановича. СПб. : Гиперион, 2000.
Басё. По тропинкам Севера. / Басё. Пер. В. Марковой, Н. Фельдман. − СПб. : Азбука, 2001. – 290 с.
Басё, М. Великое в малом / М.Басё. − СПб. : Кристалл, 2000. – 544 с.
Басё, М. По тропинкам Севера / М.Басё.Пер. с яп. В.Марковой, Н.Фельдман. − СПб. : Азбука-классика, 2007. − 288 с.
Мацуо, Басё. Избранная проза / Басё Мацуо. Пер. с яп., предисл. и коммент. Т. Л. Соколовой-Делюсиной. − СПб. : Гиперион, 2000. – 288 с.
Бреславец, Т. И. Ночлег в пути: Стихи и странствия Мацуо Басё / Т.И.Бреславец. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. – 209 с.
Бреславец, Т.И. Очерки японской поэзии IX-XVII веков / Т.И.Бреславец. – М : Наука., 1994. – 235 с.
Бреславец, Т.И. Поэзия Мацуо Басё / Т.И.Бреславец. − М. : Наука, 1981. – 152 с.
Григорьева, Т.П. Красотой Японии рожденный / Т.П.Григорьева. − М. : Альфа-М, 2005 − 289 с.
Григорьева, Т.П. Японская художественная традиция / Т.П.Григорьева. − М. : Наука, 1979. – 367 с.
Кин, Д.Японская литература XVII–XIX столетий / Д.Кин. Под ред. И.Львовой. − М. : Наука, 1978. – 432 с.
ТЕМА 18. Развитие поэзии хайкай в XVIII – первой половине XIX в. (2 ч.)
Цели и задачи: изучение творчества мастеров поэзии хайкай в XVIII – первой половине XIX в.
1. Творчество Ёса Бусон
2. Творчество Кобаяси Исса
Ёса Бусон (1715-1783) воплотил в творчестве идеал поэта и художника - бундзин. Он стремился возродить высокий дух хайкай. На его поэзию, которая отличается яркостью, жизнерадостностью, большое влияние оказала классическая японская литература и китайская поэзия. Искусство Бусон проникнуто благородной отрешенностью, в нем звучат ностальгические мотивы, романтические настроения. Поэт отходит от грубой действительности. Присутствие китайской поэтической образности делает поэзию Бусон выразительной, живописной, картинной:
Набежавшие волны
Моют голени синей цапли…
Ветерок весенний.
Ритм его строф частый, быстро меняющийся, лексика насыщена глубоким содержанием. Бусон умеет полностью заключить сюжет в рамки трехстишия.
Как экспериментатор Бусон создавал произведения сложной формы, куда включал китайские и японские стихи различных моделей. Всего им было написано три больших сочинения под влиянием китайской поэзии.
С именем Бусон связано возрождение поэзии хайкай. Он считал, что художник должен быть отрешен от повседневного и обыденного. Отрешенность от конкретного содержания своей эпохи придала его поэзии вневременную ценность. В поэзии Бусон обнаруживается импрессионистическая тональность – выразительность и гармония красок. Объективности изображения он придает романтические штрихи – у него преобладает мотив ностальгии. Он связан не только с личными переживаниями, но и с воспоминаниями о романтичном прошлом классической эпохи:
Долгие дни весны
Идут чередой… Я снова
В давно минувшем живу.
Особое место в творчестве Бусон заняли воспоминания о днях детства, выражающие искренние, сокровенные чувства поэта.
В творчестве Бусон присутствует и созерцательная лирика, зарисовки природы:
Весеннее море –
Весь день легкая-легкая
Зыбь на воде…
Бусон воспринял китайский идеал просвещенного деятеля культуры – бундзин и посвящал себя искусству живописи и поэзии, стараясь отрешиться от повседневных нужд.