Драматургия театра Кабуки

Выдающимся драматургом театра Кабуки стал Цуруя Намбоку (1755-1829), чьи пьесы были полны мрачных сцен, сочетали в себе блеск и упадок. Объектом изображения драматурга служил жестокий мир вымогателей и убийц. В его произведениях появляются и духи жертв, которые преследуют тех, кто заколол или отравил их. Оживляет пьесы Намбоку довольно примитивный юмор, немалое место в них отводится эротическим мотивам, однако в целом преобладает мрачная атмосфера. Намбоку писал пьесы в тесном сотрудничестве с актерами, подгоняя под них роли. Так, в пьесе «Известия о любовной связи о-Сомэ и Хисамацу» (1813) для одного актера было написано семь разных ролей. Пьеса содержала безжалостную трактовку истории любви героев, имела успех у зрителей, готовых к сенсациям. Она отличалась сценическими эффектами, всевозможными трюками, однако как литературное произведение была искусственной.

Наиболее оригинальной и изощренной пьесой эротического характера стала «Госпожа Сакура, или Документы с востока» (1817). Темой драмы служит история падения госпожи Сакура. В пьесе сочетаются реалистичность характеров и диалогов с условностью самого действия. Несомненны литературные достоинства пьесы.

Шедевром Намбоку считается пьеса «Привидения в Ёцуя на тракте Токайдо» («Токайдо Ёцуя кайдан», 1825), поскольку она наполнена сценическими эффектами. Пьеса изобилует сценами кошмарных превращений, мгновенных переодеваний, ужасающими переменами в облике героев. Пьесам Намбоку недостает глубины и сложности, он как ловкий ремесленник умеет угодить публике.

Драматург Каватакэ Мокуами (1816-1893) выступает свидетелем эпохи упадка. Искусство театра Кабуки ему удалось поднять на вершину художественного мастерства. Пьесы Мокуами отличались поэтическими вставками традиционного стихотворного размера (5−7). Поэтичный язык, условные жесты, ритмическая организация диалогов, стилизация – все это смягчало натуралистичность эпизодов. Драматург писал сэва-моно о жизни людей из низших слоев общества, их героями являлись воры, вымогатели и мошенники – заурядные фигуры социального дна, чьи особенности автор умел точно подметить. Он нередко приукрашивал порок и подтрунивал над добродетелью. В его пьесах царит атмосфера всеобщего социального разложения.

Выводы по теме

Появление театров Дзёрури и Кабуки стало новым этапом в развитии театрального искусства Японии. Драматурги сумели передать дух своего времени, увидеть ломку феодальных представлений и выдвижение личностных ориентаций как приоритетных в сознании индивидуума. В драматургии отразилась атмосфера города, его нравы и предпочтения. Традиционные театры сохранили свою значимость и в современной культуре Японии.

Вопросы для самопроверки

1. Исторические и бытовые драмы.

2. Пьесы о двойном самоубийстве влюбленных.

3. Конфликт в «бытовых» драмах Тикамацу: концепция долга.

4. Развлекательный характер пьес Кабуки.

Список литературы

1. Гришелева, Л.Д. Театр современной Японии / Гришелева Л.Д.. - М. : Искусство, 1977. – 238 с.

2. Кин, Д.Японская литература XVII–XIX столетий / Д.Кин. Под ред. И.Львовой. − М. : Наука, 1978. – 432 с.

3. Кужель, Ю. Л. Театр Дзёрури. История развития и драматургия / Ю.Л.Кужель. - М. : Наука, 1993. – 222 с.

4. Кужель, Ю.Л. Японский театр Нингё Дзёрури / Ю.Л.Кужель. - М. : Наталис; Рипол-классик. 2004. − 479 с.

 

ТЕМА 17. Поэзия хайкай школы Басё (4 ч.)

Цели и задачи: изучение литературного наследия Мацуо Басё