Театр Дзёрури
Учебная информация
Учебные вопросы
Вопросы для самопроверки
1. Конструирование текста в ёкёку.
2. Ёкёку как лирическая драма.
3. Репрезентация заимствованных сюжетов.
4. Отличительные черты фарса кёгэн.
Список литературы
1. Ёкёку − классическая японская драма / Пер. с яп. и коммент. Т. Делюсиной; предисл. Н. Анариной. − М. : Наука, 1979. – 343 с.
2. Анарина Н.Г. Японский театр Но / Н.Г. Анарина. − М. : Наука, 1984. – 213 с.
3. Горегляд В.Н. Японская литература VIII−XVI вв. : Начало и развитие традиций / В.Н.Горегляд. − СПб. : Центр «Петербургское востоковедение», 1997. – 416 с.
4. Гришелева Л.Д. Театр современной Японии / Л.Д.Гришелева. − М. : Искусство, 1977. – 237 с.
ТЕМА 19. Театры Дзёрури и Кабуки (2 ч.)
Цели и задачи: изучение путей развития японского театра в новое время.
1. Театр Дзёрури.
2. Театра Кабуки.
Название Дзёрури (театр марионеток) происходит от имени героини «Дзёрури моногатари» − истории пылкой, недолгой любви прекрасной Дзёрури и отважного воина Минамото Ёсицунэ, который увидел девушку в селении Яхаги, когда скрывался от преследований своего брата Ёритомо. Она музицировала в саду со своими прислужницами, но ансамблю не хватало флейты. Тогда Ёсицунэ достал собственную флейту и присоединился к музыкантам. Вскоре юноша умирает, но девушке удается вернуть его к жизни. Он открывает ей свое имя, обещает вернуться, но им уже не суждено встретиться. Имя Дзёрури обрело собирательный смысл и стало обозначать любой сказ, исполнявшийся певцом-сказителем в сопровождении цитры-бива или сямисэна.
Эта история была избрана для первой постановки и дала название театру марионеток. Театр Дзёрури зародился в конце XVI в., в нем соединились три компонента: текст, музыкальное сопровождение на сямисэне и куклы. Рассказчики выступали вместе с кукловодами. Куклы иллюстрировали повествование.
В период «старого театра Дзёрури», до Тикамацу, внимание уделялось не диалогу, а повествованию. Рассказчик словно пересказывал повести. С развитием театра его драматургия совершенствовалась. В 1675 г. известный рассказчик Удзи Каганодзё (1635−1711) основал кукольный театр Мандзю-дза, стремясь поднять его до уровня театра Но.
Расцвет театра Дзёрури связан с деятельностью театра Такэмото-дза, который в 1685 г. был основан в Осака Такэмото Гидаю (1651−1714). Его имя стало нарицательным для рассказчиков в театре кукол. С 1703 г. Тикамацу творил для этого театра.
Театр стремился максимально использовать возможности кукол и всячески их совершенствовал. В условности исполнительской манеры искали пути для правдивого изображения действительности. Однако после Тикамацу социальная проблематика исчезла, а простолюдины превратились в благородных самураев. Усложнился сюжет пьес, в них стала преобладать занимательная интрига.
Развитие японской драматургии отмечено пьесами дзидай-моно – историческими драмами, созданными на сюжеты японской и китайской истории, главным образом периода междоусобных войн. Другое направление драматургии составили пьесы сэва-моно – бытовые драмы, посвященные современной городской жизни.