Истоки японского театра
Учебная информация
Учебные вопросы
Вопросы для самопроверки
1. Жизнь Камо-но Тёмэй и создание «Ходзёки».
2. Содержание «Ходзёки», их жанровые особенности.
3. Жизнь и творчество Кэнко-хоси.
4. Буддийские идеи «Цурэдзурэгуса» (бренности, кармы, спасения).
5. Идея всеобщности очарования вещей (моно-но аварэ), проводимая в «Цурэдзурэгуса».
6. Отражение в «Цурэдзурэгуса» идеи регресса в историческом процессе.
7. Гуманистическая тема в «Цурэдзурэгуса».
8. Типы данов в «Цурэдзурэгуса».
Список литературы
1. Ёсида, Канэёси. Записки на досуге / Канэёси Ёсида. Пер. с яп. А.Мещерякова. − М. : Наталис, 2008. − 190 с.
2. Кэнко-хоси. Записки от скуки / Пер. с яп., предисл. и коммент. В. Н. Горегляда. − М. : Азбука, Азбука−Аттикус, 2011. – 256 с.
3. Японские дзуйхицу. − СПб. : Северо−Запад, 1998. – 631 с.
4. Горегляд В.Н. Дневники и эссе в японской литературе Х−ХIII вв. / В.Н.Горегляд. − М. : Наука, 1975. – 380 с.
5. Горегляд В.Н. Японская литература VIII−XVI вв. : Начало и развитие традиций / В.Н.Горегляд. − СПб. : Центр «Петербургское востоковедение», 1997. – 416 с.
Конрад Н.И. Японская литература в образцах и очерках / Н.И.Конрад. − М. : Наука, 1991. – 562 с.
РАЗДЕЛ 4. ЯПОНСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ДРАМА (4 ч.)
Тема 11. Становление средневекового театра (2 ч.)
Цели и задачи: изучение зарождения и развития театра в средневековой Японии.
1. Истоки японского театра.
2. Создание театра Но.
В Японии издавна существовали ритуальные представления кагура («веселье богов»). Они состояли из пения и плясок под аккомпанемент флейты и барабана. Эти представления давались при синтоистских храмах и во время народных праздников урожая. Первое свидетельство о театральных действах Японии встречается в летописно-мифологическом своде «Кодзики», в мифе об извлечении богини Аматэрасу из Небесного грота.
Существовали дэнгаку («сельские представления») – несложные комические сценки, построенные на бытовых и популярных сюжетах. Их основу составляло сценическое движение, передававшее в условной форме танца, а также пантомимы, различные картины крестьянской жизни.
Позднее распространились пришедшие из Китая представления саругаку («обезьянье веселье»), включавшие в себя веселые сценки с клоунадой, шуточными песнями и танцами. Это были примитивные театрализованные зрелища с элементами драматургии. В них была представлена музыка, различные трюки, атлетические акты. К XIV в. саругаку уже потеряли первоначальный примитивный характер, стали более сложными, имели профессиональных актеров, объединявшихся в «школы» и часто исполнялись при дворах феодальных правителей как любимое развлечение знатных самураев. Большое место в представлениях стала занимать декламация.