Учебная информация
Учебные вопросы
Вопросы для самопроверки
1. Создание антологии «Кокинвакасю».
2. Предисловие Ки но Цураюки к антологии «Кокинвакасю».
3. Прием омонимической метафоры (какэкотоба).
4. Прием семантической метафоры (энго).
5. Прием аллюзии (хонкадори).
6. Прием тайгэндомэ.
7. Ведущие поэты «Кокинсю».
8. Эпоха «шести гениев поэзии».
Список литературы
1. Кокинвакасю: Собрание старых и новых песен Японии. В 3 т. / Пер. с яп., предисл. и коммент. А. А. Долина. − СПб. : Гиперион, 2001.
2. Японская классическая поэзия странствий. Странники в вечности / Пер. с яп. А.А.Долина. − СПб. : Гиперион, 2012. – 560 с.
3. Боронина И.А. Поэтика классического японского стиха / И.А.Боронина. − М. : Наука, 1978. – 373 с.
4. Бреславец Т. И. Литература Японии VIII-X вв. / Т. И.Бреславец. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. − 220 с.
5. Бреславец Т. И. Теория японского классического стиха (IX-XVII вв.) / Т. И.Бреславец. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1984. – 116 с.
6. Бреславец Т.И. Японская классическая литература VIII-XIX веков / Т. И.Бреславец. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1980 – 111 с.
7. Горегляд В.Н. Ки-но Цураюки / В.Н.Горегляд. - М. : Наука, 1983. – 143 с.
8. Горегляд В.Н. Японская литература VIII XVI вв. : Начало и развитие традиций / В.Н.Горегляд. − СПб. : Центр «Петербургское востоковедение», 1997. – 416 с.
9. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция / Т.П.Григорьева. − М. : Наука, 1979. – 368 с.
10. Конрад Н.И. Японская литература в образцах и очерках / Н.И.Конрад. − М. : Наука, 1991. – 562 с.
Тема 13. Поэтическая антология «Синкокинвакасю» (4 ч.)
Цели и задачи: изучение подъема японской классической поэзии танка.
1. Создание поэтической антологии «Синкокинвакасю».
2. Творчество Фудзивара Сюндзэй.
3. Деятельность Фудзивара Тэйка.
Создание поэтической антологии «Синкокинвакасю»
В X−XIII вв. было создано восемь императорских антологий (хатидайсю), которые составили первую группу подобных собраний. Внутри нее выделяют три первых антологии (сандайсю) − «Кокинвакасю», «Госэнвакасю» («Позднее составленное собрание японских песен», 951 г.) и «Сюивакасю» («Собрание японских песен, не вошедших в прежние антологии», 1005−1011 гг.). Вторая группа императорских собраний состоит из тринадцати антологий, появившихся в XIII−XV вв. (дзюсандайсю).
Первый ряд антологий завершает «Синкокинвакасю» («Новое собрание старых и новых японских песен», 1201−1216 гг.), над которой работал Фудзивара Тэйка (Садаиэ, 1162−1241). Составляя поэтические антологии, он осуществлял работу в области комментирования поэтического текста, его критического осмысления, поэтологического анализа и текстологического изучения. Восьмая императорская антология «Синкокинвакасю» создавалась по указу экс-императора Готоба, начиная с 1201 г., когда был учрежден Департамент поэзии (Вакадокоро). В качестве составителей антологии было избрано шесть поэтов: Фудзивара Тэйка, Фудзивара Арииэ (1155−1216), Фудзивара Иэтака (1158−1237), Фудзивара Масацунэ (1170−1221), Минамото Мититомо (1171−1227), Дзякурэн (1139−1202).
Начальный этап работы длился один год и пять месяцев (1201−1202), затем, после кончины Дзякурэн в 1202 г., составление антологии было продолжено пятью поэтами. Из собранных ими стихов Готоба выделил 2000 танка. Этот отбор был завершен в 1204 г. и составил второй этап работы над антологией. На третьем этапе стихи были подвергнуты сортировке, и общие черты корпуса собрания определились в 1205 г. Эта дата многими исследователями считается временем создания «Синкокинвакасю». Четвертый этап заключался в том, что материалы антологии вновь были пересмотрены. Этот процесс длился в течение пяти лет до 1210 г. К завершенному собранию прибавили предисловие Фудзивара Ёсицунэ (Сэссё, 1169−1206) и стихи поэтического турнира, проведенного в честь появления новой антологии.
По свидетельству Минамото Иэнага (ум. в 1234 г.), всякий пересмотр материалов антологии был прекращен к 1216 г., и количество оставленных стихов насчитывало 1978 произведений. Однако в 1221 г. в стране произошли события, получившие название «мятеж годов Дзёкю». Это была попытка экс-императора Готоба свергнуть режим сиккэнов Ходзё. Она была без особого труда подавлена, а замешанные в мятеже экс-императоры отправлены в ссылку: Готоба на о. Оки, Дзюнтоку на о. Садо, а Цутимикадо в провинцию Тоса, на о. Сикоку. Этот акт камакурского правительства получил название «ссылка трех экс-императоров» и отразился не только на политической жизни Японии, но и на составлении «императорских» антологий».
На «далеком острове» Оки экс-император Готоба пробыл 19 лет вплоть до своей кончины. Здесь он всецело посвятил себя поэзии и еще в течение 10 лет занимался антологией, осуществляя тщательный отбор танка. В целом облика собрания он не изменил, но уменьшил число стихотворений, сохранив самые лучшие − 1600 произведений.
Первое издание «Синкокинвакасю», предпринятое в 1205 г., не сохранилось, но остались экземпляры издания исправленного, которое относится к 1209 г. Современный корпус антологии включает 1979 стихотворений.
Тэйка принадлежала ведущая роль в составлении «Синкокинвакасю». Сюда вошло 46 его стихотворений − больше, чем кого-либо из других поэтов его поколения. В целом императорские антологии содержат 465 его сочинений. В 6-ю луну 1209 г. Тэйка сделал копию антологии. Хоть и сохранилось собрание, датированное 22-м днем 7-й луны 1209 г., но автограф Тэйка утерян.