Цели моделирования.

Упрощение, персеверации, выполнение одних и тех же действий, выпадение последовательности, перестановки бессмысленные.

Трудности усвоения задачи и удержания промежуточных действий.

 

больных с «лобным синдромом».Как правило, эти больные (если исключить наиболее тяжелые формы этого синдрома) могут относительно легко повторить условие задачи; однако это условие не подвергается ими нужному анализу, и системы связей, которые оно заключает, не определяют дальнейшего течения операций.

 

 

основной вопрос, поставленный в задаче, есть центральный пункт задачи объединяющий условия.

 

Даже повторив правильно условие задачи, эти больные очень часто упускают основной вопрос, поставленный задачей, или замещают его эхолалическим воспроизведением элемента, уже данного в условии (например, повторяя задачу: «На двух полках было 18 книг; на одной полке в 2 раза больше, чем на другой; сколько книг было на каждой полке?» — они заменяют вопрос задачи другим: «Сколько книг было на двух полках?», не замечая бессмысленности этого вопроса). Естественно, что и весь процесс решения задачи начинает протекать у таких больных дефектно.

 

 

схватывает какой-либо фрагмент условия задачи и, не строя никакого общего плана решения, начинает производить с этим фрагментом отдельные счетные операции, не соотнося их с конечной целью и нисколько не заботясь о том смысле, который эти счетные операции приобретают в общей структуре выполняемой задачи.

 

Грубые нарушения проявляются у больных с «лобным синдромом» и при решении «конфликтных» задач. Внешние формулировки этих задач принимаются такими больными без достаточного анализа и приводят к импульсивному выполнению того действия, на которое непосредственно толкает больного впечатление, полученное им от задачи.

 

 

 

, нельзя наблюдать сколько-нибудь интенсивной работы над предварительным анализом условий задачи, сколько-нибудь выраженных попыток ориентироваться в ее условии и действовать лишь тогда, когда основные пути решения станут ясными.

 

Нет критики.

 

 

Общемозговые нарушение – нестойкость симпотматики.

  1. понять сущность изучаемого объекта,
  2. научиться управлять объектом и определять наилучшие способы управления,
  3. прогнозировать прямые или косвенные последствия,
  4. решать прикладные задачи.

Разные науки исследуют объекты и процессы под разным углом зрения и строят различные типы моделей. В физике изучаются процессы взаимодействия и движения объектов, в химии — их внутреннее строение, в биологии — поведение живых организмов и т.д.
Возьмем в качестве примера человека, в разных науках он исследуется в рамках различных моделей. В рамках механики его можно рассматривать как материальную точку, в химии — как объект, состоящий из различных химических веществ, в биологии — как систему, стремящуюся к самосохранению и т.д.
С другой стороны, разные объекты могут описываться одной моделью. Так, в механике различные материальные тела (от планеты до песчинки) могут рассматриваться как материальные точки.
Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью.

Модель необходима, чтобы:

Понять , как устроен объект,

Научиться управлять объектом или процессом

Прогнозировать прямые или косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект.

Моделирование –построение и изучение моделей с целью получения новых знаний, научного познания объективного мира или дальнейшего совершенствования характеристик объекта исследования.

В процессе классификации объектов часто строятся иерархические модели. группы объектов, обладающих одинаковыми общими свойствами, называются классами объектов. Внутри класса объектов могут выделены подклассы, объекты, которые обладают некоторыми особенными свойствами, в свою очередь подклассы могут делиться на более мелкие группы и т.д. такой процесс классификации называется процессом классификации.

КЛАССИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ.

Основные признаки классификации моделей:

  1. Область использования;
  2. Учет в модели временного фактора (динамики);
  3. Отрасль знаний;
  4. Способ представления моделей.

 

ПО ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:

· Игровые,

· Имитационные,

· Научно-технические,

· Опытные,

· Учебные.

Модели
Учебные Опытные Научно - технические Игровые Имитационные
Тренажеры, наглядные пособия, обучающие программы Модели корабля, машины (для исследования будущих характеристик) Синхрофазотрон, прибор, имитирующий разряд молнии Деловые, военные, экономические, спортивные игры, Новое лекарство испытывают на мышах, чтобы выявить побочные явления, уточнить дозировки
  • Модель игровая, если она описывает, реализует некоторую игровую ситуацию Между участниками игры (лицами, коалициями).

· При имитационном моделировании воспроизводится алгоритм функционирования системы во времени – поведение системы; причем имитируются элементарные явления, составляющие процесс, с сохранением их логической структуры и последовательности протекания, что позволяет по исходным данным получить сведения о состояниях процесса в определенные моменты времени, дающие возможность оценить характеристики системы. Основным преимуществом имитационного моделирования является возможность решения сложных задач.
Имитационные модели позволяют достаточно просто учитывать такие факторы, как наличие дискретных и непрерывных элементов, нелинейные характеристики элементов системы, многочисленные случайные воздействия и другие, которые часто создают трудности при аналитических исследованиях.
В настоящее время имитационное моделирование – наиболее эффективный метод исследования систем, а часто и единственный практически доступный метод получения информации о поведении системы.

Опытные модели— это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Их называют также натурными и используют для исследования объекта и прогнозирования его будущих характеристик.

Научно-технические модели создают для исследования процессов и явлений.

Имитационные модели не просто отражают реальность с той или иной степенью точности, а имитируют ее. Эксперимент либо много­кратно повторяется, чтобы изучить и оценить последствия каких-либо действий на реальную обстановку, либо проводится одновременно со многими другими похожими объектами, но поставленными в разные условия. Подобный метод выбора правильного решения называется методом проб и ошибок.

С учетом фактора времени:

· Статические,

· Динамические

· Дискретные,

  • Непрерывные.

Статическая модель — это как бы одномоментный срез информации по объекту. Например, обследование учащихся в стоматологической поликлинике дает картину состояния их ротовой полости на данный момент времени: число молочных и постоянных зубов, пломб, дефектов и т. п.

Динамическая модель позволяет увидеть изменения объекта во вре­мени. В примере с поликлиникой карточку школьника, отражающую изменения, происходящие с его зубами за многие годы, можно считать динамической моделью.

Как видно из примеров, один и тот же объект, возможно, изучать, применяя и статическую и динамическую модели.

Модель - дискретная, если она описывает поведение системы только в дискретные моменты времени.

Модель - непрерывная, если она описывает поведение системы для всех моментов времени из некоторого промежутка времени.

По области знаний:

· Биологические

· Исторические,

· Математические,

· Социологические.

 

 

По способу представлений

· Материальные,

· Информационные,

· вербальные,

· знаковые.

Модели
Материальные Информационные
Знаковые Вербальные
Компьютерные Некомпьютерные
       
  • Материальные модели иначе можно назвать предметными, физическими. Они воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение.
    Самые простые примеры материальных моделей — детские игрушки. По ним ребенок получает первое представление об окружающем мире. Двухлетний малыш играет с плюшевым медвежонком. Когда, спустя годы, ребенок увидит в зоопарке настоящего медведя, он без труда узнает его.
    Материальные модели — это, к примеру, чучела птиц в кабинете биологии, карты при изучении истории и географии, схемы солнечной системы и звездного неба на уроках астрономии, макет многоступенчатой ракеты и еще многое другое.
  • Информационные модели нельзя потрогать или увидеть воочию, они не имеют материального воплощения, потому что они строятся только на информации. В основе этого метода моделирования лежит информационный подход к изучению окружающей действительности.

Информационная модель – совокупность информации, характеризующая свойства и состояние объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.

Информационная модель-описание реального объекта (процесса, явления) на одном из языков (разговорном, или формализованном).

Информационные модели отражают различные типы систем объектов, в которых реализуются различные структуры взаимодействия и взаимосвязи между элементами системы.

К информационным моделям можно отнести вербальные (от лат. «verbalize» — устный) модели, полученные в результате раздумий, умозаключений. Они могут так и остаться мысленными или быть выражены словесно. Примером такой модели может стать наше поведение при переходе улицы. Человек анализирует ситуацию на дороге (что показывает светофор, как далеко находятся машины, с какой скоростью они движутся и т. п.) и вырабатывает свою модель поведения. Если ситуация смоделирована правильно, то переход будет безопасным, если нет, то может произойти авария. К таким моделям можно отнести и идею, возникшую у изобретателя, и музыкальную тему, промелькнувшую в голове композитора, и рифму, прозвучавшую пока еще в сознании поэта.

  • Вербальная модель – информационная модель в мысленной или разговорной форме.
  • Знаковая модель – информационная модель, выраженная специальными знаками, т. е. средствами любого формального языка.
  • Знаковые модели окружают нас повсюду. Это рисунки, тексты, графики и схемы... Вербальные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в мозгу человека, может быть облечен в знаковую форму. И наоборот, знаковая модель помогает сформировать в сознании верный мысленный образ.