ВОПРОС 18. Компетенция парламента РФ

1. Общее понятие компетенции парламента, виды компетенции

2. Специальная компетенция Совета Федерации

3. Специальная компетенция Государственной Думы

4. Наиболее важные вопросы общей компетенции Федерального Собрания

1. Компетенция- объем полномочий, через которые раскрываются фун­кции того или иного государственного органа.

Обычно парламенты имеют три главные функции:

ü принятие законов;

ü утверждение бюджета;

ü контрольные функции (в России выражена слабее по сравнению с дру­гими странами).

Компетенция бывает нескольких видов:

ü общая - направленность деятельности парламента в целом;

ü специальная - вопросы исключительного ведения, как правило, зак­репленные в Конституции.

2. В рамках собственной специальной компетенции Совет Федерации ФС РФ:

ü утверждает, изменяет границы между субъектами РФ;

ü утверждает указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

ü утверждает указ Президента РФ о введении военного положения;

ü решает вопрос об использовании Вооруженных Сил за пределами страны;

ü назначает выборы Президента РФ;

ü смещает Президента РФ с должности в порядке импичмента;

ü назначает судей Верховного, Конституционного, Высшего арбитраж­ного судов;

ü назначает и смещает Генерального прокурора РФ;

ü назначает и смещает заместителя председателя Счетной палаты РФ и половину состава ее аудиторов.

Государственная Дума ФС РФ в рамках собственной специальной ком­петенции:

ü дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правитель­ства РФ;

ü решает вопрос о доверии Правительству РФ;

ü назначает и смещает председателя Центрального банка РФ;

ü назначает и смещает председателя Счетной палаты РФ и половину со­става ее аудиторов;

ü назначает и смещает Уполномоченного по правам человека;

ü объявляет амнистию;

ü выдвигает обвинение против Президента РФ с целью импичмента.

Помимо вопросов специальной компетенции, Федеральное Собрание решает ряд вопросов общей компетенции (то есть направленности дея­тельности парламента в целом). Наиболее важными направлениями об­щей компетенции являются:

ü финансы;

ü оборона и безопасность;

ü международная политика.


ВОПРОС 19. Организация работы палат Федерального Собрания

1. Общие принципы работы палат парламента

2. Руководящие органы Государственной Думы

3. Руководящие органы Совета Федерации .

1. Палаты Федерального Собрания РФ- Государственная Дума и Совет Федерации - заседают, как правило, раздельно.

Совместные заседания палат предусмотрены для заслушивания:

а) посланий Президента РФ;

б) посланий Конституционного Суда РФ;

в) руководителей иностранных государств.

Документами, которые определяют порядок работы палат парламента РФ, являются:

а) регламент Государственной Думы;

б) регламент Совета Федерации.

2. Руководство деятельностью Государственной Думы ФС РФ осуществляют:

ü Председатель Государственной Думы, избираемый из ее состава;

ü первый заместитель и заместители Председателя Государственной Думы;

ü Совет Государственной Думы.

В состав Совета Государственной Думы входят наряду с председателем палаты и его заместителями руководители фракций и депутатских групп. В Совете Федерации подобный орган не предусмотрен.

Работой Совета Федерации руководят:

ü Председатель Совета Федерации, избираемый из числа его членов;

ü заместители Председателя Совета Федерации.

Рабочими органами и Совета Федерации, и Государственной Думы яв­ляются комитеты и комиссии.